Close

Не зарегистрированы? Начало работы.

lock and key

Войти

Account Login

Забыли пароль?

История Хаджар и её сына Исмаиля

31 Авг Хадж | Комментарии к записи История Хаджар и её сына Исмаиля отключены

Эта увлекательная история повествует нам об Исмаиле, сыне любимца Аллаха Ибрахима, а также о матери Исмаиля Хаджар. Арабы в большинстве своем являются потомками Исмаиля, остальные же уходят корнями в древнее арабское прошлое и не относятся к роду Исмаиля. Хаджар, египтянка по происхождению, была рабыней, которую деспотичный повелитель Египта подарил Саре, жене пророка Ибрахима (мир ему). Подробно на этом мы остановимся в следующей главе, если на то будет воля Аллаха.

Когда Ибрахиму не было дано детей от его жены, она подарила мужу свою рабыню Хаджар, чтобы она была ему женой, надеясь, что Аллах дарует Ибрахиму ребёнка. Хаджар забеременела и родила Исмаиля на благословенной земле Палестины.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) рассказал нам историю о Хаджар, о том, что произошло у них с Сарой и о том, как Аллах приказал Ибрахиму отправиться с Хаджар и Исмаилем в самое почетное место на земле – в Священную Мекку, которая стала новым домом для Хаджар и её сына. Мы узнаем, как Ибрахим оставил их в долине, в которой нет ни еды, ни воды, ни жилья, и как Хаджар повела себя в этой ситуации, что произошло с ней и её сыном, и дойдем до истории строительства Ибрахимом и Исмаилем Заповедного Дома, который стал первым Домом, возведённым для поклонения и паломничества людей.

Хадис:

Аль-Бухари передал в своём сборнике «Ас-Сахых», что Саид ибн Джубайр сказал: «Ибн Аббас[1] (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Первой женщиной, которая стала носить пояс, была мать Исмаиля, она повязала себе пояс, чтобы скрыть свои следы от Сары. Потом Ибрахим привёз её вместе с их сыном Исмаилем, которого она ещё кормила грудью, и оставил их около места Каабы (т.е. там, где сейчас находится Кааба), возле большого дерева, на месте Замзама, в верхней части (современной) мечети. В то время в Мекке никого не было, не было там и воды. Ибрахим покинул их там, оставив им бурдюк фиников и мех с водой, после чего он направился обратно, а мать Исмаиля последовала за ним, говоря: «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и вообще ничего нет?!» Она много раз повторяла эти слова, но он не оборачивался. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он сказал: «Да». Она сказала: «Тогда Он не оставит нас!», − после чего вернулась к Исмаилю, а Ибрахим пошёл дальше; достигнув горного перевала, где они не могли видеть его, он повернулся в сторону Каабы, воздел руки к небу и обратился с мольбой к Аллаху: “Господь наш, поистине, поселил я часть своего потомства в долине, где ничего не растёт, у Твоего заповедного дома. Господь наш, пусть они совершают молитву, и склони к ним сердца (некоторых) людей и надели их плодами, чтобы они благодарили (Тебя)!”[2]

Мать Исмаиля кормила его грудью и пила воду, а после того как мех опустел, она и её сын начали испытывать жажду. И она стала смотреть, как (её сын) извивается (мучимый жаждой), а потом ушла, так как не могла смотреть (на мучения младенца). Она увидела, что самой близкой к ней горой была ас-Сафа, поднялась на неё, повернулась к долине и стала смотреть (в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с ас-Сафы, подняла края своей одежды, бросилась бежать по долине, как может бежать изнурённый человек, пересекла эту долину и достигла аль-Марвы. Поднявшись на неё, она стала смотреть (по сторонам в надежде) увидеть кого-нибудь, но (опять) никого не увидела, и всего она преодолела этот путь семь раз[3].

Достигнув аль-Марвы (в последний раз), она услышала какой-то голос и сказала себе: «Тише!», − стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать себя, а можешь ли ты оказать нам помощь?» И на месте Замзама, рядом с собой, она увидела ангела, который рыл землю крылом, пока оттуда не забила вода. Тогда она стала огораживать источник, одновременно наполняя свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь».

Передают со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллах мать Исмаиля! Если бы она оставила Замзам…» или он сказал: «Если бы она не набирала его воду, он превратился бы в огромный источник».

«Она напилась и покормила своего сына, а потом этот ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь будет Дом Аллаха, который построит этот мальчик со своим отцом, а Аллах не бросает близких к Нему!». Место Каабы находилось на возвышенности наподобие холма, и дождевые потоки текли справа и слева от него.

Так обстояло дело, пока однажды мимо них не проехали люди из племени Джу́рхум, прибывшие со стороны Кяда́[4]. Остановившись в нижней части Мекки, они увидели парившую (в небе) птицу и сказали: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но нам известно, что в этой долине нет воды!» Тогда они отправили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду, вернулись и сообщили им об этом, после чего все направились туда. (В это время) мать Исмаиля сидела у воды, и они спросили её: «Позволишь ли ты нам остановиться рядом с тобой?» Она ответила: «Позволю, но прав на этот источник у вас не будет», и они сказали: «Ладно».

Ибн Аббас сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Матери Исмаиля, любившей беседовать с людьми, понравилось это. Тогда они остановились там и послали за своими семьями, после чего остались в этом месте для постоянного жительства. Тем временем мальчик подрос и научился у них арабскому языку, а они восхищались им и ценили его. Когда же он достиг (совершеннолетия), они женили его на одной из своих соплеменниц.

После смерти матери Исмаиля и его свадьбы туда приехал Ибрахим, чтобы повидаться с теми, кого он оставил, однако он не застал Исмаиля. Тогда он стал спрашивать о нём его жену, и она сказала: «Он ушёл, чтобы добыть для нас что-нибудь».[5] Потом Ибрахим спросил её о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «Плохо, ибо мы претерпеваем  нужду и бедствуем!», − и стала жаловаться ему. Ибрахим сказал: «Когда придёт твой муж, передай ему от меня приветствие и скажи ему, чтобы он сменил порог у своей двери». Вернувшись, Исмаиль, будто что-то почувствовал и спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?». Его жена ответила: «Да, к нам приходил такой-то старец, который спрашивал нас о тебе, и я рассказала ему (о том, что его интересовало), а потом он спросил меня о том, как мы живём, и я рассказала ему, что мы претерпеваем  нужду и бедствуем». Исмаиль спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?». Она ответила: «Да, он велел мне поприветствовать тебя и (передать) тебе, чтобы ты сменил порог своей двери». Исмаиль сказал: «Это − мой отец, и он велел мне расстаться с тобой. Возвращайся же к своей семье!», — а потом он развёлся с ней и женился на другой женщине из племени Джурхум. Ибрахим провёл отдельно от них столько времени, сколько было угодно Аллаху, а затем пришёл к ним, но не застал Исмаиля. Тогда он зашёл к его жене и стал расспрашивать о нём, а она сказала: «Он ушёл, чтобы добыть для нас что-нибудь». Он спросил: «Как ваши дела?», − и принялся расспрашивать её о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «У нас всё хорошо и всего вдоволь», после чего возблагодарила Аллаха. Ибрахим спросил: «Что вы едите?» Она ответила: «Мясо». Он спросил: «А что пьёте?» Она ответила: «Воду», и тогда Ибрахим воскликнул: «О Аллах, благослови их мясо и воду!»

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В то время у них не было зерна, а если бы оно было, то он призвал бы благословение Аллаха и на зерно».

Ибн Аббас сказал: «Если же кто-нибудь станет питаться только (мясом и водой) за пределами Мекки, это обязательно повредит ему».

Ибн Аббас также сообщил: «Потом Ибрахим сказал: «Когда придёт твой муж, передай ему приветствие и скажи, чтобы он укреплял порог своей двери». Вернувшись, Исмаиль спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?» Его жена ответила: «Да, к нам приходил благообразный старец», отозвалась о нём с похвалой и сказала: «Он спрашивал меня о тебе, и я рассказала ему, а потом он спросил меня о том, как мы живём, и я сказала, что у нас всё хорошо». Исмаиль спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?» Она ответила: «Да, он приветствует тебя и велит тебе, чтобы ты укреплял порог своей двери». Исмаиль сказал: «Это − мой отец, а порог − это ты, и он велел мне не расставаться с тобой». После этого Ибрахим провёл отдельно от них столько времени, сколько было угодно Аллаху, а потом пришёл к ним. Придя, он застал Исмаила, когда тот точил свои стрелы под большим деревом рядом с Замзамом. Увидев Ибрахима, он поднялся (со своего места и направился) к нему, и они (стали приветствовать друг друга, как подобает) отцу приветствовать сына, а сыну – отца. Потом Ибрахим сказал: «О, Исмаиль, поистине, я получил от Аллаха одно веление». Исмаиль сказал: «Делай, что повелел тебе твой Господь». Он спросил: «А ты поможешь мне?» Исмаиль сказал: «Я помогу тебе». Тогда Ибрахим сказал: «Поистине, Аллах велел мне построить здесь Дом», и указал на холм, возвышавшийся над окружающим ландшафтом. После этого они заложили основы этого Дома, и Исмаиль стал носить камни, а Ибрахим − строить; когда же были возведены стены, Исмаиль принёс и поставил этот камень[6] для Ибрахима, который встал на него и продолжал строить, Исмаиль же подносил ему камни, и они говорили: «Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты − Слышащий, Знающий»[7]

Источники хадиса

Этот хадис передал имам Аль-Бухари в своём сборнике «Ас-Сахых», в книге Пророков, в главе о словах Аллаха «Аллах сделал Ибрахима (Авраама) …» (Ан-Ниса: 125),  (6/396), номер хадиса: (3364). Аль-Хафиз Ибн Хаджар в своей книге «Фатху-ль-Бари» указал все пути передачи этого хадиса и назвал всех, кто приводит этот хадис в  своих трудах.

Слова Ибн Аббаса указывают на то, что этот хадис возводится к самому Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). По меньшей мере, этот хадис – «мурсаль[8] сподвижника», а мурсаль такого вида по единогласному мнению хадисоведов является приемлемым доводом.

Объяснение хадиса

В этой истории Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказывает нам о нашем отце Исмаиле (мир ему) и его матери Хаджар, которые жили на святой земле Мекки и были первыми её поселенцами. Долина, в которой они обосновались, была самым лучшим местом на всей земле. В этом месте была основана Кааба – Заповедный Дом Аллаха, к которому совершают паломничество и обращают свои лица во время молитвы все мусульмане мира. Здесь ниспосылалось откровение Исмаилю, а затем и величайшему Пророку – Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха).

Причина того, что Ибрахим переселил Хаджар так далеко от Палестины, крылась в ссоре между Хаджар и Сарой после того, как у первой родился сын. Хаджар была вынуждена бежать от Сары, испугавшись за себя, как на это указывает хадис. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что Хаджар повязала пояс таким образом, чтобы он волочился по земле и заметал следы её ног, поэтому Сара не  смогла узнать в каком направлении ушла Хаджар.

После этого Аллах приказал Ибрахиму отвести Хаджар и её сына к месту Древнего Дома, находившегося настолько далеко от Палестины, что даже караваны достигали тех мест с большим трудом.

Ибрахиму было нелегко оставлять своего любимого сына и его мать в безлюдной пустыне, где не было ни воды, ни еды, ни места, где можно было бы укрыться от зноя и непогоды.

Однако у Аллаха во всем есть своя мудрость. Не смотря на внешние трудности в этом деле, оно таило в себе великую милость и безграничное благо. И сегодня эти блага для всех очевидны. На месте пребывания Исмаиля возник благословенный город, в котором был построен Дом Аллаха – Священная Кааба. Этот Дом стал местом поклонения Аллаху, и благодать Господа покрыла эту пустынную землю. Ибрахим и Исмаиль получили от Аллаха великую награду, о которой не ведает никто, кроме их Господа, Он вознес память о них и увековечил их имена. Всё это произошло по милости Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает, ведь Он Обладатель великой милости!

Ибрахим переселил своего маленького ребёнка и его мать из благословенной земли, где цветут зеленые сады, текут чистые реки и дует приятный ветер, в пустынную долину. Он оставил их под деревом и отправился назад, не позаботившись о том, чтобы соорудить им какое-нибудь жилище, в котором они могли бы укрыться. Рядом не было никого, кто мог бы оказать им помощь, и защитить от нападения диких зверей.

Аллах приказал Ибрахиму привести их в эту долину, и он поступил, как ему было велено, после чего дальнейшую судьбу своей семьи он предоставил Всевышнему Аллаху. Ведь Тот, кто приказал Ибрахиму поступить таким образом, в состоянии сохранить его семью, накормить, напоить, развеять тоску. Ибрахим не отвечал на уговоры Хаджар, которая бежала за ним, говоря: «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине». Она многократно обращалась к нему с этим вопросом, но он ничего не отвечал ей. Это был приказ Аллаха, а приказы Аллаха не обсуждаются. Такова истинная покорность Аллаху. В этой истории Пророк Ибрахим дает нам урок, каким должен быть настоящий Ислам (Покорность).

إِذْ قَالَ لَهُ رَبُّهُ أَسْلِمْ قَالَ أَسْلَمْتُ لِرَبِّ الْعَالَمِينَ ﴾ البقرة:131)

«Вот сказал Господь Ибрахиму (Аврааму): «Покорись!» Он сказал: «Я покорился Господу миров»(Аль-Бакара: 131).

Когда Хаджар потеряла надежду получить ответ на свой вопрос, она спросила: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он сказал: «Да». Тогда успокоилось сердце, ведь верующий знает, что Аллах не оставит без поддержки того, кто ответил на Его призыв и выполнил Его веление.

Затем Ибрахим продолжил свой путь назад в Палестину. Когда он зашел в ближайшее ущелье, где Хаджар уже не могла его видеть, он обратился лицом к Священному Дому, воздел руки к небесам и начал просить своего Господа:

رَبَّنَا إِنِّي أَسْكَنْتُ مِنْ ذُرِّيَّتِي بِوَادٍ غَيْرِ ذِي زَرْعٍ عِنْدَ بَيْتِكَ الْمُحَرَّمِ رَبَّنَا لِيُقِيمُوا الصَّلاةَ فَاجْعَلْ أَفْئِدَةً مِنَ النَّاسِ تَهْوِي إِلَيْهِمْ وَارْزُقْهُمْ مِنَ الثَّمَرَاتِ لَعَلَّهُمْ يَشْكُرُونَ ﴾  إبراهيم: 37)

« Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, — быть может, они будут благодарны» (Ибрахим: 37). И Аллах ответил на его молитву и свершил то, о чем просил Его Посланник.

Что касается матери Исмаиля, то она несколько дней пила воду из меха, который оставил ей Ибрахим, и ела финики, а сына кормила грудным молоком. Однако финики и вода быстро закончились, и Хаджар начала испытывать жажду и голод, от того же мучался и её малыш, который начал извиваться от переносимых им страданий. Мать не могла смотреть на это и отправилась на поиски того, что могло бы утолить его жажду и придать ему сил.

Известно, что если человек хочет узнать обстановку вокруг, он забирается на какое-либо высокое место, чтобы охватить взглядом как можно больше пространства, что существенно облегчит ему поиски необходимого. Так поступила и Хаджар, она огляделась и увидела ближайшую к ней возвышенность – гору Сафа, поднялась на нее и стала пристально вглядываться, но никого не увидела. Она спустилась в долину и направилась к другой горе, находившейся поблизости, эта была гора Марва. Поднявшись на неё, Хаджар начала также внимательно осматриваться вокруг, но снова не увидела никого, кто мог бы им помочь и спасти от голодной смерти. Хаджар продолжала ходить между горами Сафа и Марва и преодолела это расстояние семь раз. Каждый раз, пересекая долину, она подходила к своему младенцу, чтобы посмотреть, как он себя чувствует и удостовериться, что он ещё жив, после чего вновь продолжала свои поиски. Хождение Хаджар стало первым хождением между горами Сафа и Марва, которое позже, по велению Аллаха, стало неотъемлемой частью обрядов  хаджа[9] и умры[10].

إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِنْ شَعَائِرِ اللَّهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلا جُنَاحَ عَلَيْهِ أَنْ يَطَّوَّفَ بِهِمَا وَمَنْ تَطَوَّعَ خَيْرًا فَإِنَّ اللَّهَ شَاكِرٌ عَلِيمٌ ﴾ البقرة: 158)

«Воистину, Сафа и Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними» (Аль-Бакара: 158).

После того, как Хаджар седьмой раз пересекла долину, она услышала голос. Внимательно прислушиваясь, она сказала сама себе: «Тихо». Она снова услышала этот голос и сказала: «Ты дал мне услышать себя, можешь ли ты оказать нам помощь?» Она огляделась, чтобы найти место, откуда доносился голос, и увидела рядом с Исмаилем ангела Джабраиля (библ. Гавриил), который своим крылом разверз землю на месте Замзама, после чего оттуда забил благодатный источник.

Хаджар искала воду, поднимаясь на возвышенности, но по воле Аллаха вода забила из-под ног её маленького сына. Несомненно, она была переполнена радостью, т.к. отсутствие воды означало верную гибель для них с младенцем, а появившийся ручей нёс в своём потоке жизнь для них и для всей долины, в которой отныне поселилась Хаджар со своим сыном.

Очевидно, что Джабраиль предстал перед Хаджар в образе человека, так что она могла видеть его и разговаривать с ним. Так же он приходил к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) — в образе красивого мужчины. Сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) видели Джабраиля и слышали его речь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) видел Джабраиля в его истинном виде только два раза, и когда он увидел его первый раз, то сильно испугался.

Мать Исмаиля поспешила набрать как можно больше воды в сосуды, которые у неё имелись, а затем с усердием принялась облагораживать источник, вырыв вокруг него нечто наподобие пруда, чтобы вода не ратекалась повсюду и была легкодоступна. Если бы Аллахом было предопределено, чтобы она оставила Замзам растекаться по земле, то он превратился бы в огромный поток, о чём сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Да помилует Аллах мать Исмаиля! Если бы она оставила Замзам…», — или он сказал: «Если бы она не набирала его воду, он превратился бы в огромный источник».

Аллах даровал матери Исмаиля воду, которая утолила её жажду и дала грудное молоко младенцу. Затем ангел успокоил Хаджар и сказал: «Не бойтесь, вы не пропадёте». Он также возвестил ей, что ее сын со своим отцом возведёт Дом Аллаха – Каабу. Воистину Аллах не оставляет приближённых рабов своих.

После этого Аллах направил к ним тех, кто стал для них добрыми соседями, скрасил их жизнь на чужбине и развеял тоску одиночества.  Неподалеку от них проходили люди одного из кланов племени Джурхум, которые обратили внимание на птиц, парящих над долиной. Они знали, что птицы кружат на месте, только если по близости  есть вода. Если же птица просто совершает перелёт, то она летит, не останавливаясь. Таким образом, увиденные путниками парящие птицы были верным признаком источника воды, к которому птицы слетаются на водопой. Единственное, что заставило джурхумитов усомниться в своих предположениях, это то, что они хорошо знали, что в этой местности никогда не было ни воды, ни каких-либо жителей. Но они отбросили свои сомнения, ввиду явных доказательств наличия источника воды неподалеку и отправили человека, чтобы он осмотрел местность. Вернувшись, он рассказал обо всём, что увидел, после чего все направились к Исмаилю и его матери. Когда они пришли, то своими глазами увидели благословенный источник, бьющий из камней, это их очень обрадовало, и они попросили разрешения Хаджар поселиться рядом. Она согласилась, но поставила условие, что право на источник будет принадлежать только ей и её сыну. Они также согласились на это условие, послали за своими семьями и стали соседями Хаджар.

В этом окружении вырос и возмужал Исмаиль. Он был очень энергичным юношей, и жизненная сила кипела в его молодом теле. Он отличался хорошим нравом и благородством, за что джурхумиты очень любили, ценили его и дали ему в жены одну из своих дочерей.

Когда Исмаиль вырос и окреп, его мать покинула этот мир, пребывая в спокойствии за своего сына. Через некоторое время приехал Ибрахим, чтобы навестить свою семью, но не застал Исмаиля дома, потому что он отправился на поиски пропитания для семьи. Когда Ибрахим спросил жену Исмаиля о том, как они живут, она начала жаловаться на жизнь и сообщила ему, что они живут в недостатке и бедности. Тогда он попросил передать приветствие её мужу и сказать ему, чтобы он поменял порог своей двери.

Эта женщина не знала, что старик был отцом ее мужа, как не догадывалась она о том, что в послании для него содержится отцовский приказ развестись с ней. Исмаиль сделал всё так, как велел ему отец, и развёлся со своей женой.

Ибрахим (мир ему) увидел, что такая женщина не достойна быть женой Пророка, который должен вести и возглавлять людей. Жена же, которая постоянно жалуется на тяготы жизни, не будет опорой своему мужу в достижении великих целей.

Когда Ибрахим пришел снова, он увидел другую женщину, которая заметно отличалась от первой. Она понравилась ему и он, удовлетворившись выбором своего сына,  велел ему жить с этой женщиной.  Он расспросил новую жену Исмаиля о том, как они живут, на что она ответила, что они живут во благе и полном достатке, а затем прославила и восхвалила Аллаха. Ибрахим спросил, чем они питаются и что пьют, женщина ответила, что они едят мясо, а пьют простую воду. Тогда Ибрахим помолился, чтобы Аллах ниспослал благодать на мясо и воду жителей Мекки, и, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), если бы у них на тот момент были злаки, то он помолился бы и об этом.

Благодать молитвы Ибрахима заключалась в том, что если жители Мекки будут питаться только мясом и водой, это не повредит им, в то время как жителям других мест это нанесет вред.

Когда Ибрахим приехал, чтобы навестить сына в третий раз, он застал его, сидящим под большим деревом и затачивающим наконечники своих стрел. Это было то самое дерево, под которым он оставил его грудным младенцем. Увидев отца, Исмаиль встал, они произнесли слова приветствия, крепко обнялись, поцеловались, как подобает делать отцу и сыну после долгой разлуки. Затем Ибрахим сказал сыну, что Аллах приказал ему построить Заповедную Мечеть, и повелел Исмаилю помочь в этом своему отцу. Исмаиль поспешил подчиниться  приказу Аллаха. Ибрахим постепенно возводил здание, а Исмаиль во всём помогал ему. Во время строительства они постоянно взывали к Аллаху с молитвой:

رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا إِنَّكَ أَنْتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ ﴾ البقرة: 127)

«Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий» (Аль-Бакара: 127).

Эта история в Библии

Эта же история упомянута в Библии, однако не так подробно, как в вышеприведенном хадисе. Библейский вариант этой истории содержит ошибки и искажения, которые появлялись на протяжении многих веков. Хадис же вносит определенность и ясность в происходившие события.

Эта история приводится в Библии, в книге «Бытие», вот её текст:

«Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Авраам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Аврааму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.

И сказала Сара Аврааму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.

Авраам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.

И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.

И сказал ей Ангел Господень: умножая, умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицом всех братьев своих.

И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Посему источник [тот] называется: Беэр — лахай — рои. Он находится между Кадесом и между Баредом. Агарь родила Аврааму сына; и нарек [Авраам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. Аварам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Аврааму Измаила» (Бытие  Гл.16: 1-10).

«И увидела Сара, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое.

Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на [один] выстрел из лука. Ибо она сказала: не [хочу] видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской» (Бытие Гл.21: 9-21).

Примечание к библейскому варианту

Можно сказать, что некоторые фрагменты этой истории в Библии верны, т.к. совпадают с тем, о чем нам поведал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в этом и других хадисах. К сходным местам относятся следующие моменты:

  1. Сара, у которой не было детей, подарила Ибрахиму свою египетскую рабыню Хаджар в надежде, что от неё ему будут дарованы дети.
  2. Хаджар забеременела от Ибрахима.
  3. Хаджар почувствовала себя более важной, после того, как забеременела. И Сара потеряла в её глазах былое уважение.
  4. Сара разгневалась на Хаджар, и ей пришлось бежать.
  5. Сара потребовала от Ибрахима изгнать Хаджар и её сына. И он переселил их в пустыню, оставив мех с водой и немного припасов.
  6. Хаджар мучилась от жажды после того, как закончились запасы воды.
  7. Ангел спустился от Аллаха, утешил её и показал источник воды.

В библейском варианте имеются следующие ошибки. Например, там говориться, что Ибрахим дал Хаджар воду и хлеб, положив ей всё на плечи, и отправил в пустыню, где она заблудилась. В хадисе же приводится, что он сам проводил её до определенного места, дал мех с водой и сосуд с финиками. Он поселил Хаджар и её сына в долине, где ничего не растёт, у Заповедного Дома. Также в Библии ничего не говориться о том, как Хаджар ходила между Сафа и Марва, как ангел Аллаха вырыл колодец своим крылом. Библия не содержит и ряд других подробностей, имеющихся в хадисе, или затрагивает их только поверхностно.

Ошибкой является и то, что Сара потребовала от Ибрахима изгнать Исмаиля, когда увидела, что он насмехается, и не давать ему долю в наследстве наряду с её сыном Исхаком (библ. Исаак). Когда Ибрахим отправился с Исмаилем в Мекку, его сын был грудным младенцем, следовательно, еще не достиг возраста, когда мог бы насмехаться над Сарой, а Исхак (мир ему) в то время еще даже не родился.

В Библии упомянуты некоторые события, о которых ничего не говориться ни в Коране, ни в Сунне:

  1. Ибрахим вошёл к Хаджар по истечении десяти лет пребывания в земле Ханаанской.
  2. Хаджар убежала от Сары к источнику воды в пустыне, на дороге к Суру.
  3. Ангел приказал Хаджар, чтобы она вернулась к своей госпоже и покорилась ей.
  4. Ибрахиму было восемьдесят шесть лет, когда Хаджар родила ему Исмаиля.

Ничего из этого не подтверждается достоверными источниками – Кораном  и Сунной, и только Аллах знает, насколько это достоверно.

Польза и уроки, извлекаемые из хадиса

  1. В этой истории содержится много данных о событиях из жизни Пророков, о которых мы никак не могли бы узнать, если бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не донёс их до нас. Это очень ценная информация, она помогает нам узнать о жизни наших благочестивых отцов, о том, как появился священный город, был построен Дом Аллаха и о многом другом.
  1. Не смотря на то, что повеление, которое Аллах дал Ибрахиму,  было нелегким, он, не колеблясь, приступил к исполнению воли Всевышнего. Раб Аллаха может быть несогласным с чем-либо, но в этом содержится благо для него. И наоборот, ему может нравиться то, что на самом деле  является злом для него.
  1. Из этого хадиса мы узнаём, что Аллах оберегает Своих приближенных рабов и заботится о них. Примером этому служит  Его забота о Хаджар и Исмаиле, которые остались одни в мекканской пустыне.
  2. Если человек доверяет Аллаху и полностью уповает на Него, это не значит, что он должен сидеть, сложа руки, не прилагая никаких усилий, чтобы что-то изменить к лучшему. Примером этого служит Хаджар, которая старалась сделать все возможное для сохранения своей жизни и жизни младенца, несмотря на то, что она полностью полагалась на Аллаха, доверив Ему свою судьбу.
  3. Этот хадис повествует о знамении Аллаха и Его могуществе и о том, как Он вывел приятную воду Замзама из пустынного камня.
  4. Ибрахим показал пример искренней заботы отца о своем сыне, он всегда был добрым наставником в жизни Исмаиля. Ибрахим советовал сыну то, что считал пользой и благом. Он постоянно навещал сына, чтобы узнать, как он живёт и как у него дела.
  5. Недовольство скромным уделом и трудностями жизни не является качеством праведников. Ибрахиму не понравилось поведение первой жены Исмаиля, которая жаловалась на свою жизнь и негодовала по поводу переносимых ими лишений. Что касается праведников, то они всегда отличались тем, что проявляли терпение в бедности и благодарили Аллаха за то, что у них есть. Поэтому Ибрахим похвалил вторую жену Исмаиля, которая была довольна жизнью и благодарила Аллаха, несмотря на скромность их быта.
  6. Хадис учит нас, чтобы мы не забывали просить Аллаха о благословении нашей пищи, как делал Ибрахим, который помолился Всевышнему о ниспослании благодати на мясо и воду жителей Мекки.
  7. Обычаем Пророков является проявление теплых чувств, радости при встрече с любимыми и дорогими людьми, подобно Ибрахиму и Исмаилю после долгой разлуки.
  8. Исмаиль был хорошим стрелком и умелым охотником, о чем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стреляйте, о, сыны Исмаиля, воистину ваш отец был стрелком»[11].
  9. Взаимопомощь родственников относится к благим делам. Когда Ибрахим попросил сына о помощи в строительстве Каабы, Исмаиль сразу же согласился и помог отцу в возведении Дома Аллаха.
  10. Этот хадис рассказывает о почтении Исмаиля к своему отцу. Когда Ибрахим велел ему развестись с первой женой и удержать при себе вторую, он без малейших пререканий выполнил отцовские наставления.  Если отец является религиозным и мудрым человеком, каким был Ибрахим, и приказывает своему сыну развестись с женой, тот не должен противиться воле своего отца, а должен подчиниться.
  11. Исмаиль является праотцом арабов, которых называют «муста`раба» (арабизированые). К ним относятся все арабы Хиджаза[12]. Что касается племён Хи́мьяр, то они родом из Йемена и берут своё начало от племён Кахтан. Такие арабы называются «`ариба», т.е. исконные арабы. К арабам «`ариба» относятся такие племена, как `Ад, Самуд, Джурхум, Таст, Джадис, Кахтан (многих из этих племён сегодня уже нет).
  12. Этот достоверный хадис, а также Коран, дополняет и исправляет библейскую историю.

Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар
Перевёл: Абу Ясин Маликов Руслан

Специально для сайта www.whyislam.to — Почему Ислам?

  • [1] Абдулла ибн Аббас – сподвижник и двоюродный брат Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), сын Аббаса ибн Абдульмутталиба, который также был сподвижником и дядей Пророка.
  • [2] (Ибрахим:37)
  • [3] Иначе говоря, она металась между холмами, трижды поднявшись на вершину одного из них и четырежды — на вершину другого.
  • [4] Название места в верхней части Мекки.
  • [5] Имеется в виду, что он отправился на охоту.
  • [6] Известный сейчас как «Макам Ибрахим» (Место стояния Ибрахима)
  • [7] (Корова: 127)
  • [8] Мурсаль – это хадис, в иснаде которого не назван передатчик, идущий перед табиином, и есть сомнение, является ли неназванный передатчик сподвижником или же это табиин. Такой хадис является слабым. Но если сподвижник сам не упомянул, что он слышал хадис напрямую от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то есть два варианта: 1) Он слышал это от  Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но просто не сказал об этом; 2) Он слышал это от другого сподвижника. Во втором случае отсутствие упоминания имени сподвижника не вредит иснаду, так как все сподвижники честны и справедливы. Такой хадис называется мурсаль сподвижников и принимается как шариатское доказательство.
  • [9] Хадж – большое паломничество, совершаемое один раз в году в месяце Зуль-Хиджа.
  • [10] Умра – малое паломничество, совершаемое в любое время года.
  • [11] Аль-Бухари (97 и 3371)
  • [12] Хиджаз – район Аравийского полуострова, где расположены две святыни – Мекка и Медина.