Close

Не зарегистрированы? Начало работы.

lock and key

Войти

Account Login

Забыли пароль?

Повиновение Пророку и любовь к нему

15 Янв Библиотека, Ислам, Коран, Статьи | Комментарии к записи Повиновение Пророку и любовь к нему отключены

Краткое содержание пятничной проповеди:

1. Понятие двух свидетельств [свидетельство о том, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельство о том, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) Его раб и посланник]. Разъяснение о том, что эти два свидетельства являются основой религии.
2. Значение свидетельства о том, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) посланник Аллаха.
3. Всеобщность посланнической миссии пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
4. Следствием веры в пророка (мир ему и благословение Аллаха) является повиновение ему.
5. Следствием веры в пророка (мир ему и благословение Аллаха) является любовь к нему.
6. Суть любви к пророку (мир ему и благословение Аллаха).
7. Повиновение сподвижников пророку (мир ему и благословение Аллаха).
8. Слова похвалы сподвижников тем, кто поступал в соответствии с Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха).
9. Упрёк сподвижников в адрес тех, кто нарушал Сунну пророка (мир ему и благословение Аллаха).
10. Следование Шариату указывает на любовь к нему.
11. Предостережение пророка (мир ему и благословение Аллаха) своей общины от крайности в отношении себя.
12. Утверждение тех, кто справляет «Маулид» — день рождения пророка (мир ему и благословение Аллаха), несмотря на своё противоречие Сунне.
13. Сподвижники не справляли Маулид.
14. Любовь сподвижников к пророку (мир ему и благословение Аллаха).
Проповедь первая:
О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха искренней богобоязненностью.
Рабы Аллаха! Всевышний Аллах сделал два выражения единобожия основой религии. Под этими двумя выражениями имеется в виду выполнение свидетельства о том, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельства о том, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) посланник Аллаха, включающее в себя поклонение Всевышнему именно так, как Он предписал устами своего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Выполнение свидетельства о том, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) посланник Аллаха, заключается в искренней вере, полной убежденности в том, что Мухаммад раб Аллаха и Его посланник, которого направил Всевышний к людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем. В Священном Коране говорится: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он нис­послал прежде» (Сура 4 «Ан-Ниса», 136).
Аллах послал Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с всеобщей посланнической миссией ко всем созданиям, как к арабам, так и к не арабам, как к людям, так и к джинам. Всевышний сказал: «Скажи: «О люди! Я — Посланник Аллаха ко всем вам». (Сура 7 «Аль-А’раф», 158). А также сказал: «Мы отправили тебя ко всем людям добрым вест­ником и предостерегающим увещевателем…» (Сура34 «Саба’, 28). Также в Коране говорится: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Раз­личение (Коран), чтобы он предостерег миры» (Сура 25 «Аль-Фуркан», 1).
Всевышний Господь сделал Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) печатью пророков и посланников так, что не будет пророка после него, и не будет Шариата (свода законов) после его Шариата. В Коране говорится: «Мухаммад — не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков (или послед­ний из пророков)». (Сура 33 «Аль-Ахзаб», 40).
И кто уверует в Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и в то, с чем он пришёл, после того, как уверовал в Одного Аллаха (Свят Он и Велик), тот вошёл в Ислам, сделал свое имущество и кровь неприкосновенными, и заслужил Рай по милости Милостивейшего, и обезопасил себя от вечного пребывания в огне. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом! Кто, услышав обо мне из этой общины, иудей или христианин, не уверует в то, с чем я пришёл, тот непременно будет из обитателей ада».[1]
О мусульмане! Вера в Мухаммада требует от нас того, чтобы мы повиновались его повелениям, отстранялись от его запретов, ведь подчинение ему – это подчинение Аллаху. Всевышний сказал: «Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь По­сланнику». Если вы отвернетесь, то ведь он отвеча­ет за то, что возложено на него, а вы отвечаете за то, что возложено на вас. Но если вы подчинитесь ему, то последуете прямым путем. На посланника возложена только ясная передача откровения». (Сура 24 «Ан-Нур», 54).
Также Всевышний Аллах сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (Сура 59 «Аль-Хашр», 7). Кроме того, Всевышний предостерёг от противоречия его повелениям, сказав: «Пусть же остерегаются те, кото­рые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». (Сура 24 «Ан-Нур», 63). Имам Ахмад (да одарит его Аллах Своей милостью), комментируя этот аят, сказал: «Искушение – это ширк (многобожие). Если человек откажется от его (пророка) высказывания, возможно, в его сердце появится отклонение, и такой человек пропадёт».[2]
Вера в Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) также включает в себя любовь к нему. Более того, любовь к нему – это основа и совершенство веры. Каждый мусульманин должен любить посланника Аллаха больше, чем свою семью, детей, родителей и всех людей. Поэтому, когда Умар (да будет доволен им Аллах) сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О, посланник Аллаха, поистине, я люблю тебя больше всего, кроме самого себя!” (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (не станет вера твоя совершенной,) пока не станешь ты любить меня больше самого себя!” Тогда Умар сказал ему: “Поистине, сейчас я люблю тебя больше самого себя!”— и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сейчас, о Умар!”».[3]
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, своих детей, и всех людей в общем».[4]
И эта любовь к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) не должна быть просто утверждением, а должна представлять собой действительность верующего. Ведь не всякий утверждающий, что он любит пророка, правдив в этом. Необходимо испытать и проверить правдивость его любви к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Действительно любящим Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) является тот, кто подчиняется его повелениям, отстраняется от его запретов, ведёт себя в соответствии с его поведением и нравом и знает, что всё сказанное посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – это правда и истина.
Вера в Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) требует от нас, чтоб мы уверовали во все его сообщения о прошлом и будущем, так как он не говорит по прихоти. Всевышний Аллах сказал: «Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение». (Сура 53 «Ан-Наджм», 3-4).
Любовь к пророку (мир ему и благословение Аллаха) требует от мусульманина поддерживать его Сунну и защищать её. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые уверуют в него, станут почитать его, ока­жут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют». (Сура 7 «Аль-А’раф», 157).
О мусульмане! Воистину, любовь к пророку (мир ему и благословение Аллаха) включает в себя совершение его повелений и отстранение от его запретов. И его сподвижники (да будет доволен ими Аллах) лучше и быстрее всех исполняли его приказы, дальше всех держались от его запретов, оставляя порицаемое.
Аллах ниспослал своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) повеление поменять киблу (направление во время молитвы) в сторону Каабы, так как прежде во время намаза обращались в сторону Иерусалима. В это время мусульмане совершали молитву в мечети Куба в направление Иерусалима, так как они ещё не знали об изменении киблы. Тогда к ним подошёл человек и сказал: «О люди Кубы! Воистину, этой ночью посланнику Аллаха был ниспослан Коран, в котором Всевышний повелел обращаться в намазе в сторону Каабы». Передатчик хадиса сказал: «Тогда они развернулись в сторону Каабы».[5] То есть, они развернулись в сторону Каабы прямо в намазе, выполняя повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Также сообщается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Однажды, будучи у Абу Тальхы, я угощал их вином. В это время подошёл человек и сказал: «Разве не дошло до вас известие о запрете вина? Воистину, Аллах ниспослал запрет на его употребление». Анас сказал: «Тогда Абу Тальха сказал мне: “О Анас! Вставай и выливай вино”. Он сказал: «Сподвижники вылили вино так, что оно потекло реками по Медине».[6]
Все эти примеры указывают на то, как сподвижники слушались и подчинялись пророку (мир ему и благословение Аллаха).
Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) надел золотой перстень, и когда он выбросил его, люди также выбросили свои золотые перстни».[7] Тем самым, следуя за пророком (мир ему и благословение Аллаха), они оставили перстни.
В день Хайбара (военный поход в Хайбар) глашатай пророка (мир ему и благословение Аллаха) воззвал: «Поистине, Аллах и Его посланник запрещают вам употребление мяса домашних ослов». И когда эта весть достигла до сподвижников, они опрокинули кипящие кастрюли с мясом домашних ослов.[8] Всё это они делали, подчиняясь ему и слушаясь его приказа.
Когда посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был ниспослан аят: «Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счёт за это» (сура 2 «Аль-Бакара», 284), сподвижники сказали: «Показалось, что мы будем отчитаны за внушение сердец». Они пришли к посланнику Аллаха, уселись на колени и сказали: «О посланник Аллаха! На нас были возложены деяния, с которыми мы справляемся. Это намаз, пост и закят (выплата обязательной милостыни). Но теперь ниспослан этот аят, и мы не осилим его, ведь Аллах рассчитает нас за внушение наших сердец». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Неужели вы хотите сказать то же, что говорили люди Писания прежде вас: “Мы слушаем и ослушаемся”? Напротив, говорите: “Мы слушаем и подчиняемся”. Тогда они сказали: «Мы слушаем и подчиняемся». Когда люди произнесли эти слова, и они не сходили с их уст, Аллах заменил следующим аятом: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его по­сланников. Они говорят: «Мы не делаем раз­личий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит при­бытие». Аллах не возлагает на человека сверх его воз­можностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел». (Сура 2 «Аль-Бакара», 285-286).[9] И Всевышний Аллах простил за внушение сердец. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах (обещал) мне прощать (членам) моей общины то, что будут внушать им их сердца, если только они не станут говорить (об этом) или действовать (сообразно этому)».[10]
Кроме того, следствием любви сподвижников к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) является то, что они хвалили всех тех, кто поступал в соответствии с путём и Шариатом пророка (мир ему и благословение Аллаха), тем самым стимулируя их для ещё большего почитания его Сунны.
Однажды Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), совершив намаз за имамом Умаром ибн Абдуль-Азизом (да одарит его Аллах Своей милостью) и увидев в его молитве соответствие Сунне, сказал: «Намаз этого юноши наиболее схож с намазом посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».[11] Эти слова похвалы являются следствием того, что Анас увидел его соответствие и строгое руководство по Сунне.
Результатом любви сподвижников к пророку (мир ему и благословение Аллаха) было то, что они порицали всех тех, кто противоречил Сунне, строго упрекая их, дабы никто не пренебрегал ею (Сунной). Причиной этому служило почитание пути посланника Аллаха.
Сообщается от Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “Если жена одного из вас попросит разрешения пойти в мечеть, то не препятствуйте ей”. Его сын Билял сказал: «Клянусь Аллахом, я буду воспрещать им (ходить в мечеть)». Передатчик хадиса сказал: «Тогда Абдулла стал упрекать его так, что я никогда не слышал, чтоб он кого-то так упрекал, сказав ему: “Я передаю тебе слова посланника Аллаха, а ты говоришь: «Я буду воспрещать им»?!”».[12]
Посмотрите, как он упрекнул его. Возможно, его сын Билял сделал для себя такой вывод по какой-либо причине, которую он видел в них. Однако, несмотря ни на что, Абдулла ибн Умар не желал слышать слов, противоречащих словам Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Сообщается от Абдуллы ибн Мугаффаля (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха говорил:“Не метайте камни, поистине, так можно выбить (другому) глаз или сломать зуб и этим не поразишь врага”». А после этого он увидел, что один из его сыновей снова принялся за метание камней, и он сделал порицание, но тот снова метал камни, и он снова запретил ему, сказав: «Я говорю тебе, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил это, а (потом) ты (снова начинаешь) метать! Клянусь Аллахом! Тогда я вообще не буду разговаривать с тобой!»[13]
Также приводится, что у одного из сподвижников на руке был золотой перстень, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял его и выбросил, сказав при этом: «Желает ли кто-нибудь из вас взять уголь из огня и положить его себе на руку?!» Кто-то из людей сказал: «Возьми свой перстень», на что сподвижник сказал: «Клянусь Аллахом! Я никогда его не возьму после того, как выбросил его пророк (мир ему и благословение Аллаха).[14]
Таким образом, жизнеописание сподвижников указывает на совершенство их любви к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и на то, что это не просто утверждение устами, однако же, действительность, которая проявлялась в виде выполнения его повелений и отстранения от его запретов.
Когда ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) оспаривали по поводу обряда хаджа тамату’, ссылаясь на то, что Абу Бакр, Умар и Усман отдавали предпочтение обряду хаджа ифрад, он сказал им: «Камни готовы упасть на вас с неба. Я говорю: “Сказал посланник Аллаха, а вы говорите: сказал Абу Бакр и Умар!!!”»[15]
Кроме того, когда Абдулле ибн Умару сказали: «Твой отец запрещает совершать обряд хаджа тамату’, а ты приказываешь совершать именно его?!» – он ответил: «Посланник Аллаха или Умар более достоин того, чтоб за ним следовали?!»[16]
Всё это происходило из-за почтения Сунны, возвеличивания посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), указывая тем самым на искреннюю любовь к нему.
О мусульмане! Аллах (Свят Он и Велик) с целью испытания тех, кто утверждает, что любит Его (Всевышнего) ниспослал следующий аят: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной (пророком), и тогда Аллах возлюбит вас…”». (Сура 3 «Аль Имран», 31). То есть, следование за Шариатом Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и совершение дел в соответствии с ним указывает на любовь Аллаха (Свят Он и Велик).
Любящий Аллаха – это тот, кто поступает в соответствии с Сунной посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), практикует и выполняет её, не выходя за её пределы.
Поэтому сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришёл»[17].
Всевышний Аллах сказал: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Ал­лах и Его Посланник уже приняли решение». (Сура 33 «Аль-Ахзаб», 36). Необходимо исполнять приказ Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), и ни у кого нет выбора в этом.
Мусульмане возвеличивают Сунну пророка (мир ему и благословение Аллаха) и при любом возникшем споре возвращаются к Книге Аллаха и к Сунне Его посланника. Всевышний Аллах сказал: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и По­сланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу». (Сура 4 «Ан-Ниса», 59).
Мусульманские учёные отказывались от своих высказываний, противоречащих Сунне Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и считали, что эти мнения, если не соответствуют пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), необходимо отвергать и отворачиваться от них, и что запрещено действовать в соответствии с ними.
О община Ислама! Поистине, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) предостерёг нас от того, чтобы мы не поступали в отношении него, как поступили иудеи и христиане в отношении своих пророков. Ведь иудеи и христиане проявили чрезмерность в отношении своих пророков так, что вышли из пути Аллаха, так как стали поклоняться им, избрали их в качестве господ помимо Всевышнего. Опасаясь за нас, что с нами может произойти то же самое, что произошло с предыдущими народами, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не превозносите меня, как христиане превознесли сына Марьям. Воистину, я всего лишь раб, поэтому говорите: “Раб Аллаха и Его посланник”».[18] А также сказал: «Остерегайтесь чрезмерности, ведь именно она погубила тех, кто был до вас»[19].
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), предостерегая нас от того, чтобы мы не делали из его могилы место посещения, сказал: «Не превращайте свои дома в могилы, и не делайте мою могилу местом посещения. Возносите ко мне благословения, которые будут доведены до меня, где бы я ни был»[20].
Кроме того, в последние минуты своей жизни, убирая покрывало с лица, он сказал: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они превратили могилы своих пророков в места поклонения».[21]«Так не превращайте же могилы в места поклонения».[22]
О мусульмане! Некоторые люди утверждают, что они любят пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однако, если посмотришь на их слова и дела, то обнаружишь, что они не соответствуют Шариату Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Связь настоящего верующего с пророком (мир ему и благословение Аллаха) должна быть постоянной при любых обстоятельствах. В своём омовении, намазе, посте, паломничестве, выдачи милостыни, во всех взаимоотношениях, в потреблении пищи, питье, в отходе ко сну, при просыпании и в поведении мусульманин должен следовать за Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), всегда ставя перед своими очами его Сунну. И поэтому, что бы он ни услышал от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он выполняет это.
Кроме того, существуют люди, которые утверждают о своей любви к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Однако вся их любовь заключается в выделении одной из ночей, в которых они читают молитвы или эпизоды из жизнеописания посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) или заблудшие касыды (поэмы), далёкие от истины, в которых содержится многобожие (ширк). После этого они утверждают, что возвеличивают Сунну. Если же посмотришь на их поступки, то увидишь, что они далеки от пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) при всех обстоятельствах, в отличие от того, как это представляется внешне. И обычно они рассказывают вещи, противоречащие Сунне. Ты можешь видеть, что их поступки не соответствуют пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), они не выполняют его повеления, не отстраняются от его запретов, тем самым разнятся с Сунной. Проводят одну из ночей, утверждая, что они любят путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), и что эта ночь – ночь, в которую он родился. Именно эта ночь напоминает им о посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), укрепляет связь с ним. Однако, сразу же после неё они начинают противоречить его Шариату, не придавая ему никакого значения. Всё это разнится с путём пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Мы видим, что самые любимые к пророку (мир ему и благословение Аллаха) люди, его почитаемые сподвижники, и в особенности, праведные халифы, которые больше всех любили посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), не придавали этой ночи значения, не упоминали о ней, не проводили маулид (день рождения). Это потому, что они прекрасно знали несоответствие этого праздника прямому пути Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Сподвижники прекрасно знали, когда родился пророк, в каком году, и в какую ночь. Однако, вместе с этим, они не придавали этому никакого значения. Да, они постились в понедельник, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил им, что он родился в этот день, и в этот день к нему снизошло откровение.[23] Постились, только следуя за Сунной. И раз не было предписано провождение этой ночи, выделение её среди прочих ночей, то они оставили это. Оставили не из-за незнания, а следуя за Сунной, не переступая рамки Шариата.
Именно таким должен быть каждый мусульманин! Как бы люди ни приукрасили бидааты (новшества в религии), как бы ни защищали их, в действительности они противоречат Шариату. Нельзя утверждать их, поступать в соответствии с ними, оживлять их. Ведь верующему предписано следовать за Кораном и Сунной. И любой поступок мусульманина будет принят только тогда, когда будет совершён искренне ради Лика Аллаха и будет соответствовать Книге Всевышнего и пути Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Прошу Аллаха сопутствия себе и вам в словах и делах. Произношу эту мою речь и прошу прощения у Всевышнего и Великого себе, вам и всем мусульманам за грехи. Просите же у Него прощения и кайтесь перед Ним, поистине, Он – Прощающий и Милосердный!
Шейх Абдульазиз Али Шейх
Переведено редакцией сайта
www.whyislam.to — «Почему Ислам?»

  • [1] Привёл Муслим в книге «О вере», (153), от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах).
  • [2] «Ас-сорим аль-маслуль», (2/116).
  • [3] Привёл Аль-Бухари в книге «О клятвах и обетах», (6632), в хадисе от Абдуллы ибн Хишама, который передал: «Мы были с пророком (мир ему и благословение Аллаха), тогда он взял за руку Умара ибн аль-Хаттаба…», и привёл всю историю.
  • [4] Привёл Аль-Бухари в книге «О вере», (15), а также Муслим в книге «О вере», (44), в хадисе, переданном от Анаса (да будет доволен им Аллах). Также привёл Аль-Бухари в книге «О вере», (14) в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах): «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца и своих детей».
  • [5] Эту историю привёл Аль-Бухари в книге «Намаз», (403), а также Муслим в книге «Мечети», в хадисе, переданном от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах).
  • [6] Привёл Аль-Бухари в книге «Толкование Корана», (4620), а также Муслим в книге «О напитках», (1980), в хадисе от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах).
  • [7] Привёл Аль-Бухари в книге «Об одежде», (5867), а также Муслим в книге «Об одежде», (2091).
  • [8]Привёл Аль-Бухари в книге «О военных походах», (4199), а также Муслим в книге «Обохоте», (1940), в хадисе от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах).
  • [9] Привёл Муслим в книге «О вере», (125) в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах).
  • [10] Привёл Аль-Бухари в книге «Развод», (5269), а также Муслим в книге «О вере», (127) в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах).
  • [11] Это предание передаётся по многочисленным цепочкам от Анаса:Так, предание сообщается от ‘Амира ибн Абдуллы ибн Аз-Зубейра от Анаса, приводится в «Аль-муснаде» Ахмада (3/144, 221), у Аль-Бухари в «Ат-Тарих аль-кабир», (1/235). В его цепочке есть Мухаммад ибн Мусахик, от него передал только Фулейх ибн Сулейман.Сообщается от Раби’а Ар-Ра’и, от Анаса, приводится у Ат-Табарани в «Аль-Аусат», (1/103), однако, в этой цепочке есть Рушдайн ибн Са’ад, являющейся слабым.Сообщается от Абу Ан-Надр Салим ибн Абу Умейя Аль-Мадани от Анаса, привёл у Ат-Табарани в «Аль-Аусат», (8/673), а также Ибн ‘Адий в «Аль-Камиль», (4/149), в его цепочке есть Абдулла ибн Ляхи’а, являющейся «садук» (правдивым), но путающим.Сообщается от Са’ид ибн Джубейр от Анаса, привёл Ахмад в «Аль-Муснаде», (3/162,163), Абу Дауд в главе «О намазе», (888), Ан-Насаи, (2/224), Аль-Байхакый в «Аль-Кубра», (2/110), Ад-Дыйя в «Аль-Мухтаара», (6/146). В цепочке есть Уахб ибн Манус или упоминается ибн Мабус, являющейся неизвестным.Сообщается от Зейда ибн Асляма от Анаса, привёл Ахмад, (3/225), Ан-Насаи, (2/66), Абу Я’ ля, (3669), и Ат-Табарани в «Аль-Аусат», (8/354) с хорошей цепочкой.Сообщается от Усмана ибн Яздауейха, от Анаса, привёл Ахмад в «Аль-Муснаде», (3/254), с неплохой цепочкой.Сообщается от Ад-Даххак ибн Усман, который сказал: «Сообщил мне тот, кто слышал от Анаса ибн Малика», привёл Ахмад в «Аль-Муснаде», (2/329-330). Здесь он засомневался от кого слышал предание: от Яхйя Аль-Ансари или от Шарийкибн Абу Намр, как об этом упоминается в «Ат-табакат аль-кубра», ибн Са’да, (5/332). Однако оба являются передатчикам двух шейхов (Аль-Бухари и Муслима).Это предание в совокупности является достоверным, поэтому шейх Аль-Альбани назвал его достоверным в «Сунан Ан-Насаи» (938).
  • [12] Привёл Аль-Бухари в книге «О призыве к молитве», (865), а также Муслим в книге «О намазе», (442). При этом полная история, произошедшая между Билялом и его отцом Абдуллой ибн Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах) отсутствует у Аль-Бухари.
  • [13] Привёл Аль-Бухари в книге «О закалываемых животных», (5479), а также Муслим в книге «Об охоте», (1454).
  • [14] Привёл Муслим в книге «Об одежде», (2090) в хадисе, переданном от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).
  • [15] Привёл Ахмад в «Аль-Муснаде», (1/337) со следующими словами: «Я думаю, что они погибнут, я говорю: “Сказал пророк, а он говорит, что Абу Бакр и Умар запретили”. Однако, в цепочке есть Шарийкибн Абдулла аль-Кадый. Он доверенный, но часто ошибается. Также привёл ибн Хазмв «О прощальном хадже», стр. 353, от Абдур-Раззака, от Ма’мара, от Айюба со следующими словами: «Ибн Аббас сказал: “Клянусь Аллахом! Думаю, что вы не воздержитесь от такого, пока Аллах вас не накажет. Я вам передаю слова посланника Аллаха, а вы передаёте слова Абу Бакра и Умара?!”. Также привёл Ат-Тахауи в книге «Шарх Ма’ани аль-асар», (2/189), от Хаммада ибн Салямы, от Айюба, от ибн Абу Мулейка со следующими словами: «Ибн Аббас сказал: “Поэтому вы заблудились, я вам передаю слова посланника Аллаха, а вы передаёте слова Абу Бакра и Умара?!” Что касается предания, который упомянул Шейх в своей проповеди, то его привели Ибн Таймийя в «Аль-Маджму’», (20/215, 251), а также Ибн Аль-Кайим в книге «Зад аль-ма’ад», (2/195).
  • [16] Привёл аль-Байхакый в «Ас-Сунан», (5/21) от Абдур-Раззака, отМа’мара, от Аз-Зухри, от Салима от него (Абдулла ибн Умар).
  • [17] Привёл Ибн Абу ‘Асыйм в книге «Ас-Сунна», (15), Аль-Хатыб в книге «Ат-Тарих», (4/369), Аль-Багауи в книге «Шарх Ас-Сунна», (104). Ан-Навави в книге «Сорок хадисов» назвал хадис достоверным. Ибн Раджаб сказал: «Этот хадис далеко не достоверный», затем упомянул причины слабости хадиса: слабость передатчика Ну’ейм ибн Хаммад, который является единственным, передавшим этот хадис, разногласие в отношении него, а также оборванность цепочки.
  • [18] Привёл Аль-Бухари в книге «О пророках», (3445), в хадисе от Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах).
  • [19] Привёл Ахмад, (1/215), Ан-Насаи в книге «Об обрядах», (3057), Ибн Маджав книге «Об обрядах», (3029) в хадисе от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), Ибн Хузейма назвал хадис достоверным, (4/274), Ибн Хиббан, (3871), а также Аль-Хаким, (1/466), Аз-Захаби согласился с этим. Привёл также Ибн Аль-Джаруд в книге «Аль-Мунтака», (473), Ад-Дыйя в книге «Аль-Мухтара», (10/30-31). Также Аль-Альбани привёл в «Ас-силсиля ас-сахиха», (1283).Ан-Навави и Ибн Таймийяпередали достоверность этого хадиса.
  • [20] Привёл Ахмад в «Аль-Муснаде», (2/367), Абу Дауд в книге «Об обрядах», (2042), Ат-Табрани в «Аль-Аусат», (8/81), Аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Тахзир ас-саджид», стр. 96, 97.
  • [21] Привёл Аль-Бухари в книге «О погребении», (1330), Муслим в книге «О мечетях», (529), в хадисе Айши (да будет доволен ею Аллах).
  • [22] Привёл Муслим в книге «О мечетях», (523), в хадисеДжундуба ибн Абдуллы (да будет доволен им Аллах).
  • [23] Привёл Муслим в книге «О посте», (1162) в хадисе от Абу Катады (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) был спрошен о посте в понедельник, на что он ответил: «Это день, в котором я родился, и в этот день снизошло на меня откровение».