Close

Не зарегистрированы? Начало работы.

lock and key

Войти

Account Login

Забыли пароль?

Жизнь Пророка Мухаммада. До начала пророчества

09 Дек Ислам, История | Комментарии к записи Жизнь Пророка Мухаммада. До начала пророчества отключены

Амина бинт Вахб мать Пророка. Смерть отца. Дата рождения Пророка Мухаммада. Халима ас-Саадийя кормилица Пророка. Рассечение груди и очищение сердца. Смерть матери. Смерть Абдуль-мутталиба. Предвестие будущего пророчества. Женитьба на Хадидже бинт Хувейлид. Дети Пророка. Участие Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) в перестройке Каабы.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Как мы говорили на прошлой встрече, Абдуль-мутталибу было даровано десять сыновей, последним из которых был Абдулла, отец нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Когда Абдулле исполнилось двадцать пять лет, он женился на девушке, которая принадлежала к одной из самых уважаемых семей племени Зухра, её звали Амина бинт Вахб (آمنة بنت وهب), она стала матерью Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Когда она забеременела, Абдулла поехал в город Ясриб, который позднее прославился и стал известен как Медина, город Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Говорят, что он поехал для торговли. Также говорят, что он поехал туда, чтобы навестить своих дядьев по материнской линии из племени Наджар. Это не были его непосредственные дядья, а дяди его отца Абдуль-мутталиба. Потому что Хашим, отец Абдульмутталиба, женился на Сальме из племени Наджар, и потому наджариты приходятся дядьями Абдуль-мутталибу.

Ещё раз, чтобы стало понятным: наш Пророк – Мухаммад был сыном Абдуллы, внуком Абдуль-мутталиба и правнуком Хашима.

Итак, его прадед Хашим женился на Сальме из племени Наджар, и поэтому племя Наджар приходится дядьями по материнской линии дому Абдуль-мутталиба.

Так вот, Абдулла поехал, чтобы навестить дядьёв своего отца, а по другому мнению – с целью торговли, как мы уже сказали. Но на обратном пути он умер. Он умер до рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В некоторых источниках сообщается, что он умер после рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) через два месяца. Но первое мнение более достоверное и распространённое.

Известно, что отец его умер до его рождения, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) родился сиротой.

Он родился в год, который среди людей получил название «год слона». Это тот самый год, когда Абраха аль-Ашрам попытался разрушить Каабу с помощью слона, о чём упоминается и в Коране:

«Видел ли ты, как поступил твой Господь с обладателями слона.

Разве Он не спутал их козни, и не наслал на них птиц стаями?

Они бросали в них каменья из обожженной глины, и превратили их в подобие изъеденных колосьев».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) родился в понедельник. Он всегда постился по понедельникам и говорил: «Это день, в который я родился».

И по общему мнению знатоков жизнеописания Пророка, это произошло в месяце Рабиʼ-уль-авваль лунного календаря.

Но в какой же день этого месяца родился наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха)?

Некоторые говорят, что он родился двенадцатого числа месяца Рабиʼ-уль-авваль, об этом сказал Ибн Исхак, автор известнейшего повествования о жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Как известно, Ибн Исхак был прославленным и первейшим специалистом во всём, что связано с жизнью Пророка, и обычно, если в своём труде он предпочитал какое-то мнение в каком-то вопросе, связанным с жизнеописанием, то это мнение распространялось среди людей так успешно, как не распространялись слова других специалистов по данной теме.

Поэтому широко известно среди людей, что рождение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произошло двенадцатого числа месяца Рабиʼ-уль-авваль. Но надо сказать, что на самом деле это лишь одно из существующих мнений, есть также и другие мнения.

Некоторые утверждают, что он родился второго числа месяца Рабиʼ-уль-авваль, и это мнение предпочёл Ибн Хаджар аль-Аскаляни.

Другие сказали, что он родился девятого числа месяца Рабиʼ-уль-авваль, и вероятно, если опираться на астрономические расчёты, то это мнение является более правильным чем два предыдущих.

Но как бы там ни было, в любом случае, эти разногласия в определении конкретного дня рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а надо сказать, что существует более десяти предполагаемых версий, когда родился Пророк, всё это указывает самым ясным образом, что нет никаких достоверных данных о том, в какой день родился наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) абсолютно не стремился донести до людей знание об этой дате. Также и его сподвижники нигде никогда не разъяснили ясно и понятно, когда же родился Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

И если бы они знали это, то непременно передали бы нам это самым ясным образом.

И это является ясным доказательством того, что они не праздновали и не отмечали мавлид – день рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Если бы они отмечали рождество Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то они непременно позаботились бы о том, чтобы донести до нас эту дату, и мы знали бы точно о том, какого числа произошло это событие.

И мы знаем, что первыми обычай отмечать этот день придумали правители Фатимиды, которые исповедовали идеологию одного из самых заблудших шиитских течений. Они начали делать это спустя четыреста лет после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Как бы там ни было, Пророк родился в год, известный среди арабов под названием «год слона», в понедельник, в месяце Рабиʼ-уль-авваль. Это то, что доподлинно нам известно о дате рождения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)

Обрезание ему сделал его дед Абдуль-мутталиб и назвал его Мухаммадом (что значит «много хвалимый»). Это более достоверно, чем версия о том, что он родился уже без крайней плоти.

После его рождения женщина по имени Сувейба (ثويبة), которая была рабыней родного дяди Пророка по имени Абу Ляхаб, пошла к своему хозяину Абу Ляхабу для того, чтобы обрадовать его новостью о рождении племянника. И Абу Ляхаб освободил её за ту радостную новость, которую она принесла.

И как же это удивительно, что по прошествии лет тот самый Абу Ляхаб станет самым заклятым врагом нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Эта женщина, Сувейба (ثويبة), была кормилицей Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после его рождения, при этом она также была кормилицей его дяди Хамзы.

И поэтому наряду с тем, что Хамза был родным дядей Пророка Мухаммада по отцовской линии, он ещё был его молочным братом.

Причём они были молочными братьями как через эту женщину по имени Сувейба (ثويبة), так и через Халиму из племени Саад. Халима тоже кормила Хамзу, дядю Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Также известно, что Сувейба (ثويبة) вскормила известного сподвижника Абу Саляму (да будет им доволен Аллах), и он также был молочным братом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), их обоих вскормила Сувейба. Поэтому, когда одна из жён Пророка предположила, что он собирается жениться на дочери Абу Салямы, он возразил и сказал: «Это же дочь моего брата». Он имел в виду молочное братство, потому что их обоих вскормила Сувейба.

Для ясности надо сказать, что в соответствии с Исламом, связь, которая возникает при вскармливании ребёнка молоком, имеет такие последствия, что кормилица становится молочной матерью ребёнка, её муж становится его молочным отцом, их дети становятся молочными братьями и сёстрами, а также те дети, которых они кормили из других семей. И между ближайшими родственниками по молоку запрещены браки так же, как и между родственниками по крови.

У арабов был такой обычай: отправлять своих маленьких детей жить в пустыню вместе с кочевниками-бедуинами, потому что так они становились крепче и здоровее.

В Мекку пришли женщины из племени Саад, каждая из них искала ребёнка для вскармливания, но никто из них не хотел брать Мухаммада, потому что он был сиротой, у него не было отца, который позаботился бы о том, чтобы щедро вознаградить кормилицу своего сына. И получилось так, что Халима ас-Саадийя не нашла для себя ребёнка на кормление и потому была вынуждена взять Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), потому что она не хотела возвращаться без ребёнка, в то время как все её подруги будут с детьми.

Когда она ехала в Мекку, то ехала на слабом осле и плелась в конце всей группы своих соплеменников. Но когда она взяла на руки этого ребёнка Мухаммада, сына Абдуллы (мир ему и благословение Аллаха), то её осёл начал идти так быстро, что они оказались впереди всех. И она увидела такое добро и такое облегчение как для себя, так и для своей семьи, а также для всего племени Саад, что не могла не поражаться благодати, которая исходила от этого мальчика по имени Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

Поэтому когда закончился срок кормления (это примерно два года), она вернулась к его матери Амине бинт Вахб, но не для того, чтобы вернуть его родительнице. Она начала уговаривать её и как могла, просила оставить ребёнка с ней, объясняя это тем, что это благословенный ребёнок, и она боится, как бы он не заразился распространённой в Мекке болезнью. И после этих настойчивых уговоров Амина согласилась, и Халима вернулась в пустыню вместе с Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха).

И он оставался в племени Саад, пока ему не исполнилось четыре года.

Когда же ему исполнилось четыре года, и он находился на пастбищах племени Саад, с ним произошло удивительное событие.

Когда он пас овец вместе со своими молочными братьями, сыновьями Халимы, он увидел двух огромных птиц, подобных орлам. И услышал, как одна из них спросила другую: «Это он?» – и другая ответила: «Да». Когда же они спустились, он увидел, что это были двое мужчин (на самом деле это были два ангела Микаиль и Джибриль). Микаиль взял мальчика и уложил его на спину. Когда братья Мухаммада увидели это, то очень испугались и изо всех сил побежали к матери с криками: «Мухаммада убили, Мухаммада убили».

И повелел Джибрил Микаилю, чтобы тот рассёк грудь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), и он рассёк ему грудь, а Мухаммад смотрел и видел всё это. Затем они вынули его сердце, извлекли из него чёрное вкрапление и выбросили его. Один из них сказал: «Это доля шайтана в тебе». Значит, так они выбросили долю шайтана из сердца нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Затем они омыли его полость водой из снега, а сердце омыли водой источника Замзам. После этого вложили сердце обратно и зашили место рассечения.

И в завершении поставили на нём печать. Джибриль сказал Микаилю: «Сделай эту печать на его спине». И он поставил её на спине. Это и есть печать пророчества.

Печать пророчества выглядела как своего рода рельефный нарост, как шрам круглой формы между лопатками нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), немного ближе к левой лопатке, диаметром с яблоко среднего размера.

Это один из признаков, который был описан в Писаниях прежних пророков. Печать пророчества являлась одним из признаков его пророческой миссии.

И после того, как эти два ангела покинули его, прибежала Халима ас-Саадийя, чтобы увидеть ребёнка. Ему в то время было всего четыре года, она начала обнимать своего сына и плакать. Она просила его рассказать о том, что произошло. Она хотела, чтобы он рассказал ей о случившемся, хотела узнать о том, чего разум её не сможет понять. И когда он рассказал ей о произошедшем, то она с сожалением подумала, что Мухаммад стал одержимым духами, что джины помутили его рассудок, и теперь его стали посещать бессмысленные видения.

Когда это случилось, она сразу же направилась с ним в Мекку, чтобы вернуть его матери Амине. Амина удивилась тому, как всё изменилось: то Халима до этого изо всех сил уговаривала её оставить ребёнка с ней в кочевье, то теперь она торопится вернуть ребёнка обратно.

Тогда Амина начала настойчиво расспрашивать ее, почему она так поступает, пока не добилась от неё ответа. Халима рассказала ей о том, что случилось, и о том, что говорил Мухаммад. Тогда Амина успокоила её и сказала: «Не бойся за моего сына. Когда я родила его, то увидела свет, который озарял передо мной дворцы Бусры, что находится в землях Шама».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Я есть свершение молитвы Ибрахима и благая весть моего брата Исы (Иисуса), и когда моя мать родила меня, то увидела свет, который озарил перед ней дворцы Бусры, что находится в землях Шама».

Когда Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) исполнилось шесть лет, умерла его мать Амина. И это по мудрости Аллаха (Велик Он и Славен), дабы Аллах взял полностью на себя воспитание этого ребёнка, чтобы родители не оказали никакого влияния на него, ведь Пророк говорил:

«Каждый ребёнок рождается в своём естественном состоянии, и только родители делают из него христианина, иудея или зороастрийца».

Далее он рос полным сиротой, у него не было ни отца, ни матери, и находился он под опекой своего деда Абдуль-мутталиба.

Абдуль-мутталиб всегда держал его рядом с собой и любил его больше, чем своих собственных детей. Абдуль-мутталиб был очень почтенным лидером своего народа, люди повиновались ему и уважали его. В тени Каабы у него было своё особое место, на котором был постелен ковёр, и никто не смел садиться на него, даже его родные дети. Когда приходил этот маленький мальчик Мухаммад и хотел сесть на это место, то люди начинали отгонять его, но Абдуль-мутталиб говорил: «Оставьте моего мальчика, воистину, этого моего сына ожидает какое-то особое дело!».

Абдуль-мутталим обладал тонкой интуицией, и он чувствовал в Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха) нечто необычное. Он не носился и не забавлялся, как это делали все остальные дети.

Когда Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) исполнилось восемь лет, умер его дед Абдуль-мутталиб. Перед своей смертью он поручил заботиться о Мухаммаде своему сыну, дяде Пророка, Абу Талибу.

И Абу Талиб всегда стремился выполнить это завещание наилучшим образом. Он долгие годы защищал нашего Пророка от нападок, с восьми лет и до тех пор, пока не исполнилось пятьдесят. До самой своей смерти Абу Талиб стоял на его защите и соблюдал поручение своего отца Абдуль-мутталиба.

И так Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рос под опекой своего дяди Абу Талиба.

В этот период его детства Мекку постигла страшная засуха, дождей не было очень долго, и всё начало погибать. Тогда люди пришли к Абу Талибу и сказали: «Не помолишься ли ты о дожде для нас?» Тогда Абу Талиб взял этого мальчика Мухаммада сына Абдуллы, прислонил его к стене Каабы, и начал молить о дожде. Тогда мальчик стал водить протянутой рукой в разные стороны, и в какую бы сторону он не указывал, как оттуда сразу же появлялись тяжёлые дождевые облака.

Это было великим знамением, о котором жители Мекки прекрасно знали, и в частности об этом прекрасно знал сам Абу Талиб. Позднее он говорил о нашем Пророке (мир ему и благословение Аллаха) в своих стихах:

Светлый душою, он лишь ликом своим, обращаясь к тверди небесной, просил о дожде, получая обилие вод.

Он защита для бедной вдовы и приют обездоленных жизнью сирот.

Когда Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) исполнилось двенадцать лет, Абу Талиб взял его с собой в поездку в Шам с торговым караваном. По пути им встретился монах, которого звали Бахира (بحيرى ). Монах Бахира увидел и понял, что это за мальчик. Он увидел печать пророчества на его спине. По внешним признакам он понял, что это и есть тот самый Пророк последнего времени, о котором было предсказано в Торе и Евангелии, благую весть о котором принёс пророк Иса (Иисус, мир ему). На глазах у его дяди он взял мальчика за руку и сказал: «Это предводитель народов, которого Аллах пошлёт как милость для миров». Затем он обратился к Абу Талибу и сказал: «Вернись с ним, пока иудеи не узнали о нём, и не убили его». Потому что иудеи ждали Пророка последнего времени, но они полагали, что он будет одним из них. И Абу Талиб вернул Мухаммада в Мекку.

Это также было предзнаменованием. Все эти события были прологом для его будущего пророчества. И многие курайшиты знали об этом, и Абу Талиб в частности прекрасно знал об этом. Но как бы ни было удивительно, при всём этом Абу Талиб так и не уверует, как мы об этом будем говорить на следующих наших с вами встречах.

Когда Пророк достиг возраста двадцати лет, он стал участником известного «Союза достойных» (хильф-уль-фадуль), который известен также под названием «Союз благодатных» (хильф-уль-мутайябин).

Это союз, который был основан на высоких нравственных принципах. Этот союз был создан с целью помощи обиженным и притеснённым, чтобы защитить их права. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я был свидетелем Союза благодатных, в доме Абдуллы ибн Джадʼана, и не хотел бы я нарушить этого союза, даже если бы мне дали взамен стада ценнейших верблюдов, и если бы я был призван к нему уже в Исламе, то непременно откликнулся». Пророк очень ценил этот союз. Почему? Потому что этот союз основан на принципах помощи слабым и угнетённым, ради того, чтобы справедливость восторжествовала. А это, несомненно, один из главнейших столпов его пророческой миссии и его призыва к человечеству.

Что ещё происходило с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) до начала пророчества? Известно, что он пас овец в Мекке, так же как до этого пас их в кочевьях племени Саад, будучи совсем маленьким.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Не было такого пророка, который не пас бы овец». Люди спросили: «И даже ты, о Посланник Аллаха?» – он ответил: «Да, я пас за небольшую плату для жителей Мекки».

И это по мудрости Аллаха (Велик Он и Славен), для того чтобы пророки с малых лет получили навыки управления и заботы, ведь в будущем им было суждено вести свои народы. Ухаживание за животными и выпас овец воспитывает определённые качества, такие как терпение, преодоление трудностей, заботливость и многие другие.

Также никто не замечал за Мухаммадом юношеской любви к забавам и развлечениям, потому что удел шайтана был выброшен из его сердца, и Аллах хранил его от всего недостойного и неподобающего личности будущего Пророка.

Ещё до начала пророческой миссии он получил от своих соплеменников два прозвания, это два имени, которые говорят о его личных качествах, известных среди курайшитов. Его называли «ас-Садик», что значит «Честный», и «аль-Амин», что значит «Надёжный». Так между собой называли его курайшиты – ас-Садик аль-Амин, Честный и Надёжный.

Когда ему было двадцать пять лет, женщина по имени Хадиджа бинт Хувайлид аль-Асадийя отправила к нему человека…

В этом месте немного отвлечёмся от темы, и ещё раз уточним некоторые детали связанные с составом арабских имён, чтобы слушателю всегда далее было понятно, как их понимать, потому что на протяжении этого повествования мы регулярно будем называть имена разных людей, в той форме, которая принята у арабов. В прошлый раз мы разъяснили, какое значение имеет слово «ибн» в арабских именах, оно значит «сын» и указывает на преемственность поколений. Так, например, имя Ахмад ибн Усман значит Ахмад, сын Усмана. Что касается женских имён, то в них вместо слова «ибн» стоит слово «бинт», что значит «дочь», и поэтому мы говорим, как в этом случае: Хадиджа бинт Хувайлид, что переводится как Хадиджа, дочь Хувейлида. Что касается имени аль-Асадийя, то таким образом указывается на род человека, на егго семью или его племя. Аль-Асадийя значит, что она принадлежит к роду Асад, и получается, что это нечто вроде фамилии. Также, например, можно сказать и про кормилицу Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которую звали Халима ас-Саадийя, что переводится как Халима Саадская или Халима из рода Саад.

Вернёмся к нашему повествованию. Хадиджа бинт Хувайлид аль-Асадийя отправила к нему человека.

Она вела торговлю, и не просто торговлю, но занималась этим в существенных объёмах по тому времени. Многие люди желали вести её торговые караваны, но она для своей работы выбрала человека, которого люди прозвали Честным и Надёжным (ас-Садик аль-Амин). Она предложила ему выйти в путь по направлению в Шам для того, чтобы вести её торговые дела, и он принял это предложение. Он вышел в дорогу в сопровождении раба по имени Майсара, который принадлежал Хадидже.

Во время долгого и трудного пути Майсара увидел этого человека, и был поражён его высоким нравом и честностью, и торговля их принесла большую прибыль. Никогда прежде ни одна торговая операция Хадиджи не приносила такой прибыли, и когда они вернулись, Майсара стал рассказывать хозяйке о том, какой это человек, Мухаммад ибн Абдулла, и рассказывал всё, что увидел в нём во время путешествия.

Хадиджа была вдовой, её муж умер, и у неё была только дочь по имени Яхаля.

После рассказа Майсары она захотела выйти замуж за Мухаммада, и тогда её подруга Нафиса пришла к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), чтобы предложить ему жениться на Хадидже бинт Хувейлид. И наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял это предложение.

Хадиджа была из тех немногих женщин, что достигли совершенства, она обладала ясным умом и поразительной проницательностью. И мы ещё увидим, какова будет её позиция во время начала пророческой миссии, как непоколебимо и без тени сомнений она поддержит своего мужа Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Пророк женился на ней в возрасте двадцати пяти лет.

А сколько ей было лет на тот момент?

Ей было сорок лет.

Да, ей было сорок лет. Это самое распространённое мнение среди подавляющего большинства специалистов по истории Пророка. И это мнение наиболее достоверно. Но что удивительно, что известный знаток жизнеописания Ибн Исхак оспаривал это мнение и утверждал, что её возраст был всего лишь двадцать восемь лет. И чем же он апеллировал, доказывая своё мнение?

Для этого вначале надо знать, сколько всего было детей у нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Вот имена сыновей, которые упоминаются в трудах по жизнеописанию Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

Аль-Касим, Абдулла, Тахир, Тайиб и Ибрахим. Некоторые историки утверждают, что у него было пятеро сыновей: Аль-Касим, Абдулла, Тахир, Тайиб, и Ибрахим, но на самом деле их было только три, первым был аль-Касим. Он был первенцем, и потому куньей Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было имя Абу-ль-Касим, что значит «Отец Касима», так люди обращались к нему в соответствии с арабским обычаем. Аль-Касим родился до начала пророческой миссии. Вторым сыном был Абдулла, он родился уже во время Ислама, и потому его называли «Тахир», что значит «Пречистый», и также называли «Тайиб», что значит «Приятный». Значит, Тахир и Тайиб – это не отдельные дети Пророка (мир ему и благословение Аллаха), это лишь прозвания его второго сына Абдуллы. Что касается третьего сына, Ибрахима, то он родился последним из детей, в девятом или восьмом году после хиджры, после переселения из Мекки в Медину. По крайней мере, точно известно, что Ибрахим умер в девятом году после хиджры.

Значит, сыновей у него было трое: аль-Касим и Абдулла (эти двое от Хадиджи), а Ибрахим – от Марии Коптской.

Дочерей у него было четыре:

Зайнаб, Рукайя, Умму-Кульсум и Фатыма

Итого: Зайнаб, Рукайя, Умму-Кульсум, Фатыма, аль-Касим и Абдулла, всех их родила Хадиджа бинт Хувайлид.

И поэтому Ибн Исхак сказал: «Трудно себе представить, что женщина, начиная с возраста в сорок лет и до наступления климакса, который происходит обычно в 50-55 лет, то есть через 10-15 лет, когда женщина уже не может рожать,… трудно представить, что она могла родить в этот период шестерых детей».

Поэтому Ибн Исхак счёл маловероятным, что её возраст во время замужества с Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) достигал сорока лет.

Что ж, эта точка зрения заслуживает уважения, но всё же на самом деле, маловероятным это не является, потому что климакс нередко может задерживаться и до шестидесяти лет и даже позднее. И совсем нетрудно представить, что она могла рожать детей на самом начальном этапе с небольшим разрывом по времени. Да и, в общем, видно, что такая аргументация не может быть достаточной, для того чтобы противопоставить это мнение широко известной, распространённой и более аргументированной позиции подавляющего большинства исламских историков.

И более правильным является то, что возраст её на момент бракосочетания был сорок лет. А возраст Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) был двадцать пять лет.

Через десять лет супружеской жизни, когда Пророку было уже тридцать пять лет, в Мекке произошло событие, связанное с перестройкой Каабы.

Говорят, что изначально её построил Адам, другие говорят, что её построили ангелы, но доподлинно известно о том, что в обозримой, известной нам истории, её основы заложил пророк Ибрахим (мир ему), и он же возвёл её стены вместе со своим сыном Исмаилем.

Затем, со временем, она начала разрушаться, и её повторно отстроили люди из племени Амалик, затем её также отстроили представители племени Джурхум, и при жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но до начала его пророческой миссии она была разрушена селевым потоком, и курайшиты отстроили её заново.

Когда же они возводили Каабу, то построили её не так, какой она была при Ибрахиме. В постройке Каабы со времён Ибрахима было две двери на уровне земли, и каждый желающий мог войти в неё, помолиться там и выйти через другую дверь. Но курайшиты оставили только одну дверь и подняли её значительно выше уровня земли, для того чтобы туда мог войти только тот, кому они разрешали войти.

Также при строительстве они поставили условие, что для строительства будут принимать только чистые средства, не связанные с грешными видами обогащения, и потому пожертвований оказалось недостаточно. И поэтому они не отстроили некоторую часть Каабы, а просто обозначили её в виде преграды, и эта часть носит название Хиджр. Некоторые люди называют эту часть Хиджр Исмаиля, и говорят, что рядом с этим местом была овчарня, в которой Исмаиль держал своих овец, и потому она получила название Хиджр Исмаиля. Но учёные-историки сказали, что не существует никаких доказательств, что раньше когда-либо называли это место Хиджром Исмаиля, поэтому мы ограничимся лишь тем названием, которое дошло до нас в пророческой Сунне, а это просто Хиджр.

В изначальной постройке Каабы времён Ибрахима не было четырёх углов, было только два угла: тот угол, в котором находится чёрный камень, и Йеменский угол. Что же касается шамийского угла и западного угла, то их вообще не было, потому что здание было закруглённым, и эта сторона представляла собой нечто вроде михраба. Когда же у курайшитов не хватило средств на полноценное строительство, то они исключили закруглённую часть, которая называется Хиджром, из общего строения, и тогда Кааба стала кубической. Так появились два угла: шамийский и западный. И поэтому во время обхода мы не протираем эти углы ладонями, потому что в реальности они не являются углами Каабы. Мы протираем только чёрный камень и Йеменский угол.

Также надо упомянуть про то, что в этот период из Шама в Эфиопию плыло судно, нагруженное досками для строительства церкви. Это судно потерпело крушение и разбилось, а все доски выбросило на берег возле Джидды. Когда об этом узнали курайшиты, то поехали к берегу, чтобы собрать и привезти все найденные доски и использовать их в строительстве Каабы.

Также они нашли одного молодого парня-христианина, которого звали Бакум. Он был плотником, и его наняли для строительства Каабы. В прежние времена внутри Каабы была роспись, в которой были изображения Исы и его матери Марьям, то есть Иисуса и Марии. Когда Пророк освободил Мекку и вошёл внутрь Каабы в восьмом году после хиджры, то увидел эти изображения и повелел стереть их. Но ведь курайшиты были идолопоклонниками, они не были христианами, откуда же взялись эти иконы или фрески с ликами Исы и его матери? Учёные сказали, что вероятно их нарисовал этот юноша по имени Бакум, который участвовал в строительстве Каабы, и тогда, пользуясь возможностью, нарисовал Ису и Марьям внутри на стенах Каабы.

Также во время строительства Каабы произошла такая вещь. Когда люди носили камни, то и Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) участвовал в работе, и его дядя Аббас сказал: «Снял бы ты свой изар, и положил бы себе на плечо», – чтобы носить камни. (А изар – это такая набедренная повязка, скрывающая нижнюю часть тела, наподобие юбки, такой же, которую одевают паломники во время хаджа).

Тогда среди арабов обнажение не считалось делом зазорным или постыдным, и Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) решил снять изар, но тут же упал без сознания. И потому никто из посторонних никогда не видел его обнажённым, так Аллах хранил честь своего Посланника ещё до начала пророчества.

После того, как строительство Каабы было завершено, появилась проблема: кто вставит чёрный камень в своё место в углу Каабы, чтобы затем зафиксировать его там? Среди кланов Курейша начались разногласия, каждый клан претендовал на то, чтобы человеком, вставившим камень, был представитель их рода, и дело чуть было не закончилось кровопролитием. Дошло до того, что люди из племени Адий и Абдуддар принесли сосуд с кровью и окунули в неё руки, что являлось символом объявления войны.

Но мудрые люди смогли успокоить эту смуту и убедить всех, что есть другой выход, и они решили так, что судьёй в этом вопросе станет первый, кто войдёт на территорию Заповедной мечети через врата сынов Шейбы. Все эти врата даже до недавних пор располагались по периметру площади, на которой находится Кааба, там, где люди совершают Таваф, обход вокруг Дома Аллаха. Все стояли и смотрели, кто будет тем человеком, который войдёт через врата сынов Шейбы, и так судил Аллах, что им стал Мухаммад ибн Абдулла (мир ему и благословение Аллаха). И все они начали громко говорить: «Это Амин, Это Надёжный, мы довольны им».

Остаётся только поразиться этим людям, как же они не припомнят этих своих слов всего через пять лет, когда Аллах отправит его к ним в качестве Пророка.

Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) благодаря своей мудрости и справедливости принял такое решение, он велел принести полотно и положить чёрный камень на это полотно, затем повелел представителю каждого племени взяться за край этого полотна, и таким образом каждый участвовал в установке камня. Так они поднесли камень к углу Каабы, затем Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) взял и установил его в нужное место лично своей благородной рукой.

Таких знамений и предпосылок будущего пророчества было немало: этот случай, история с монахом Бахирой и особая забота Всевышнего о нём.

А положение, в котором жили арабы, было далёким от идеального, они находились в явном заблуждении настолько, что Аллах возненавидел их, как говорится в хадисе:

«Воистину, Аллах посмотрел на обитателей Земли и возненавидел их – как арабов, так и иноземцев, кроме небольших остатков из обладателей Писания».

И потому общество нуждалось в приходе Пророка последних времён, и когда Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) исполнилось сорок лет, Аллах отправил его к людям с пророческой миссией.

Далее мы продолжим это повествование с соизволения Аллаха (Велик Он и Славен).

Мир и благословение Пороку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

 

Лектор: Шейх д. Мухаммад ибн Хаиль ибн Гайлян аль-Мадхаджи
Перевёл и озвучил: Маликов Р.Х.
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Для сайта «Почему Ислам» – www.whyislam.to