Close

Не зарегистрированы? Начало работы.

lock and key

Войти

Account Login

Забыли пароль?

Намаз – великий столп Ислама

09 Авг Ислам, Исламское право, Статьи | Комментарии к записи Намаз – великий столп Ислама отключены

(Важность и обязательность его соблюдения, упрощённое описание омовения и намаза)

Дорогие братья и сестры, посещающие Заповедный Дом Аллаха! Самым великим столпом Ислама после свидетельства веры (шахады) является намаз. Намаз – это поклонение Аллаху посредством произнесения определённых слов и совершения определенных дел. Начинается намаз с произнесения слов «Аллаху Акбар» (Аллах Превелик), а заканчивается с произнесением слов приветствия «Ассаляму алейкум ва рахмату-Ллах» (Мир вам и милость от Аллаха).Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مفتاح الصلاة الطهُور، وتحريمها التكبير، وتحليلها التسليم

«Ключ намаза – это омовение, вхождение в намаз – это слова «Аллаху Акбар» (Аллах Превелик), а завершение намаза – это слова приветствия (Ассаляму алейкум ва рахмату-Ллах)» (этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи).

В сборниках аль-Бухари и Муслима сообщается от Анаса ибн Малика, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) возглавлял коллективную молитву, когда  посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был болен перед своей смертью. В двенадцатый день месяца раби аль-авваль, в одиннадцатом году после хиджры[1] (т.е. это было в день его смерти), в то время, когда сподвижники стояли рядами, совершая намаз, посланник Аллаха открыл завесу своей комнаты и посмотрел на них. Он стоял, и лицо его было очень красивым. Анас продолжает: «Затем посланник Аллаха улыбнулся, и мы заволновались, пребывая в молитве, из-за радости от того, что вышел посланник Аллаха. Тогда Абу Бакр начал отходить назад, чтобы встать в ряд молящихся, полагая, что  посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел, чтобы прочитать намаз, однако посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) показал им рукой, чтобы они дочитали намаз. Затем  посланник Аллаха зашел к себе и опустил завесу, и было это в последний день жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».

Дорогие братья и сестры, давайте вместе поразмышляем. Если бы  посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сегодня, в наше время открыл штору своей комнаты и посмотрел на современных молящихся, улыбнулся ли бы он  или удивился тому зрелищу, которое открылось перед ним? Что если бы он взглянул на людей и увидел бы тех, кто спит во время намаза? Какие бы были у него чувства, увидь он, что здоровые мужчины закрылись в своих домах и не отвечают на призыв Аллаха!? Как бы он отнесся к тому, что молодёжь во время намаза занимается пустыми делами и развлекается в играх?

О, мусульмане, думайте о своей ответственности за намаз. Молитва – это последнее завещание посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Он призывал к молитве так громогласно, что этот зов смог пробиться через столетия истории и дойти до нас, чтобы люди знали важность намаза и свои обязанности в отношении него.

Намаз, намаз, намаз! Этот призыв пророка был настолько ясен, словно только из него и состоял весь Ислам. Пока его сердце не сжалось в последнем  ударе, пока смерть не забрала его душу, он жертвовал последними моментами своей жизни, чтобы призвать свою общину к совершению намаза.

Кто может быть добрее к своим подопечным, чем добрый и сострадательный пророк? Именно для того, чтобы побудить свою общину к намазу, он отдал последнее дыхание своей жизни, приложил все усилия и в последний раз улыбнулся мусульманам как раз тогда, когда они совершали намаз. Задумываются ли об этом те, кто оставляет молитву?

Те, кто оставляют её полностью…

Те, кто оставляют её, проявляя к ней небрежность…

Те, кто оставляют её, выполняя её не вовремя…

Те, кто оставляют её, предпочитая поспать…

Те, кто оставляют её, занимаясь посторонними делами…

Те, кто оставляют её из-за лени…

Аллах сказал:

فَخَلَفَ مِنْ بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا

«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они встретят тяжкое наказание» (19.Марьям: 59)

Намаз – это отражение всех дел мусульманина, это весы, по которым верующий человек может определить, насколько сильно он почитает религию. По молитве человек может отслеживать уровень своей веры, её понижение и повышение, точно так же, как врач при помощи градусника определяет температуру больного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إنّ أول ما يُحاسبُ به العبدُ يوم القيامة من عمله صلاته، فإن صلحت فقد أفلح وأنجح،

وإن فسدت فقد خاب وخسر

«Самое первое дело, за которое раб Аллаха будет держать отчёт – это молитва, если она была хорошей, то он преуспеет, а если была скверной, то потерпит убыток» (приводят Ат-Тирмизи, ан-Насаи и ибн Маджа).

Люди сильно различаются в качестве совершения молитвы, не меньше, чем различаются в знаниях и сообразительности. Молитва – это самый лучший показатель уровня религиозности человека и его покорности Аллаху. Те выдающиеся исторические личности в Исламе, которые стали примером для своих современников и оставили после себя добрую память для последующих поколений верующих, достигли этого положения именно с помощью особого отношения к намазу.

С другой стороны, те, кто пренебрегает намазом и считает его чем-то незначительным, то и Ислам относится к этому человеку соответственно. Каждый человек берет свою долю в Исламе, и доля каждого соответствует уровню его молитвы. Если вы захотите узнать, насколько сильно вы любите Ислам, то вглядитесь в своё сердце и проверьте, как сильно оно любит намаз. Дело в том, что почитание Ислама в вашем сердце напрямую зависит от степени почитания молитвы. И если вы захотите внешне оценить религиозность человека, то посмотрите, насколько сильно он возвеличивает молитву.

Давайте вспомним  слова нашего дорогого пророка, который является для нас примером и образцом для подражания (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал:

وجعلت قرة عيني في الصلاة

«Усладой глаз моих была сделана молитва»

يا بلال أرحنا بالصلاة

«О, Билял, (призови людей) и дай нам отдохнуть в молитве».

Но если посмотришь сегодня на некоторых людей, то увидишь, что они словно говорят всем своим видом: «Дай нам отдохнуть от неё».

Всевышний Аллах говорит:

وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلاةِ وَاصْطَبِرْ عَلَيْهَا لا نَسْأَلُكَ رِزْقًا نَحْنُ نَرْزُقُكَ وَالْعَاقِبَةُ لِلتَّقْوَى

«Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход — за богобоязненностью» (Сура Та ха, 20:132).

Молитва занимала прочное положение в душе у пророков и праведников, и никакое другое благодеяние не могло конкурировать с молитвой за первенство в сердцах этих благородных людей. Аллах (Велик Он и Славен) поведал нам в Коране о пророках и их отношении к молитве. Так, например, Нух говорил:

رَبِّ اجْعَلْنِي مُقِيمَ الصَّلاةِ وَمِنْ ذُرِّيَّتِي رَبَّنَا وَتَقَبَّلْ دُعَاءِ

«Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу». (Сура «Ибрахим», 14:40).

О пророке Исмаиле Аллах сказал:

وَكَانَ يَأْمُرُ أَهْلَهُ بِالصَّلاةِ وَالزَّكَاةِ وَكَانَ عِنْدَ رَبِّهِ مَرْضِيًّا

«Он велел своей семье совершать намаз и выплачивать закят, а его Господь был доволен им»(Сура «Марьям» 19:55).

Обращаясь к Мусе (Моисею), Всевышний сказал:

إِنَّنِي أَنَا اللَّهُ لا إِلَهَ إِلا أَنَا فَاعْبُدْنِي وَأَقِمِ الصَّلاةَ لِذِكْرِي

«Воистину, Я — Аллах! Нет  истинного божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Сура «Та ха», 20:14).

Ангелы, воззвав к Марьям, сказали:

يَا مَرْيَمُ اقْنُتِي لِرَبِّكِ وَاسْجُدِي وَارْكَعِي مَعَ الرَّاكِعِينَ

«О Марьям (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется». (3.Алю Имран: 43)

Иса ибн Марьям (Иисус сын Марии), будучи младенцем, по милости Аллаха говорил:

وَجَعَلَنِي مُبَارَكًا أَيْنَ مَا كُنْتُ وَأَوْصَانِي بِالصَّلاةِ وَالزَّكَاةِ مَا دُمْتُ حَيًّا

«Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив». (19.Марьям: 31)

Аллах взял завет с сынов Исраиля, и сделал выполнение намаза одним из главных пунктов этого завета:

وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَاقَ بَنِي إِسْرَائِيلَ لا تَعْبُدُونَ إِلا اللَّهَ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَقُولُوا لِلنَّاسِ حُسْنًا وَأَقِيمُوا الصَّلاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ

«Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам; будете говорить людям прекрасное, совершать намаз и выплачивать закят» (Сура «Аль-Бакара» 2:83).

Дорогие братья-мусульмане и сестры-мусульманки! Посмотрите, с чего молящийся начинает свой намаз: он произносит слова «Аллаху Акбар» (Аллах превыше всего). Если вдуматься в смысл слов «Аллаху Акбар» – Аллах самый Великий, самый Величественный, то мы увидим, что это простые, ясные, но в тоже время очень сильные слова. Смысл этих слов понятен всем народам, эти слова были известны на всей земле и во все времена. Сильные мира сего смиряются перед силой этих слов, цари и шахи проявляют к ним почтение. Эти слова сокрушают идолов и кумиров, все лжебоги сотрясаются, пораженные ослепительным светом смысла этих слов. Представители всех религий: христиане, иудеи, буддисты, зороастрийцы, все они признают истинность этих слов и не могут их отрицать. Только Аллах заслуживает того, чтобы именоваться Самым Великим. Всевышний сказал:

وَلِلَّهِ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالأرْضِ وَاللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«Аллаху принадлежит власть над небесами и землей, и Аллах способен на всякую вещь» (Сура «Алю Имран», 3:189).

Пусть же и в наших душах Аллах будет превыше всего, пусть занимает самое главное место в наших умах и сердцах и будет значимее и важнее чем все остальное, помимо Него.

Намаз является обязанностью мусульманина, на это указывает Коран, Сунна и единое мнение всех ученых Ислама. Аллах говорит:

إن الصَّلاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا

«Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (Сура «Ан-Ниса», 4:103).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Муаз сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил меня наместником и сказал:

إنك تأتي قومًا من أهل الكتاب، فادعهم إلى شهادة أن لا إله إلا الله وأني رسول الله، فإن هم أطاعوا لذلك، فأعلمهم أن الله افترض عليهم خمس صلوات في كل يومٍ وليلة…

«Ты прибудешь к народу из числа людей Писания, так призови же их засвидетельствовать, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что я посланник Аллаха. Если они повинуются тебе в этом, то дай им знать, что Аллах вменил им в обязанность пять молитв, которые совершаются в дневное и ночное время…» (приводят Аль-Бухари и Муслим).

Намаз в Исламе занимает очень важное место. Достаточно уже того, что намаз является вторым по значению столпом Ислама, уступая по своей важности только шахаде (свидетельству веры). О его важности говорит и то, что Аллах оповестил пророка об обязанности совершать намаз, вознеся его для этого над седьмым небом. Затем, намаз – это первое дело, о котором будет спрошен раб Аллаха в Судный День. Помимо этого, Аллах велел всем людям выполнять намаз в любом положении и состоянии, слепым, больным, работающим и сражающимся. Кроме того, все божественные законы, ниспосланные через разных пророков, содержали в себе молитву, отдавая ей первое место среди прочих обрядов поклонения. Важно и то, что намаз стирает грехи, как об этом сказал своим сподвижникам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

أرأيتم لو أن نهرًا بباب أحدكم يغتسل منه كل يوم خمس مرات، هل يبقى من درنه شيء؟! قالوا: لا يبقى من درنه شيء، قال: فذلك مثل الصلوات الخمس يمحو الله بهن الخطايا

«Как вы думаете, если бы река протекала у двери одно из вас, и он купался бы в ней каждый день по пять раз, останется ли на нем какая-либо грязь?» Люди сказали: «Нет, на нем не останется никакой грязи». Пророк сказал: «Это подобно пяти намазам, которыми Аллах стирает грехи» (приводят Аль-Бухари и Муслим).

Молитва – это исцеление для болезней тела и души. В достоверных хадисах сообщается, что  посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يعقد الشيطان على قافية رأس أحدكم إذا هو نام ثلاثة عُقدٍ، يضرب على كلّ عُقدة: عليك ليلٌ طويلٌ فارقد، فإن هو استيقظ، فذكر الله انحلت عُقدةٌ، فإن توضأ انحلت عُقدة ثانية، فإن صلى انحلت عُقدهُ كلها، فأصبح نشيطًا طيّب النفس، وإلا أصبح خبيث النفس كسلان

«Во время сна, на затылке каждого из вас, шайтан завязывает три узла, бьёт по каждому из них и говорит: «У тебя долгая ночь, так спи же». Если человек просыпается и поминает Аллаха, то развязывается первый узел, когда совершает омовение, развязывается второй узел, а когда совершает намаз, развязывается третий узел, и человек встречает день бодрым, в хорошем настроении духа. А если он не делает этого, то встречает день лениво и с плохим настроением» (Аль-Бухари и Муслим).

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Намаз оказывает удивительное воздействие на сохранение здоровья тела и души, а также сохраняет их силу и охраняет от вредных воздействий. Если сравнить двух людей, которых постигает болезнь и хворь, трудности и проблемы, то относительная тяжесть от всего этого будет меньше у того из них, кто совершает молитвы. А итоговый результат для молящегося всегда будет лучше».

Намаз является причиной увеличения удела, предписанного Аллахом своему Рабу. Аллах сказал в Священном Коране:

وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلاةِ وَاصْطَبِرْ عَلَيْهَا لا نَسْأَلُكَ رِزْقًا نَحْنُ نَرْزُقُكَ وَالْعَاقِبَةُ لِلتَّقْوَى

«Вели своей семье совершать намаз, и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход — за богобоязненностью». (20.Та ха: 132)

Намаз не только не уменьшает долю человека в этом мире, а наоборот, только увеличивает её. Также намаз, по воле Всевышнего, отводит от человека бедствия этой жизни, поэтому в трудностях мусульманин должен прибегать к молитве и просить Аллаха об избавлении. Аллах сказал:

وَاسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلاةِ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلا عَلَى الْخَاشِعِينَ

«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (Сура «Аль-Бакара», 2:45).

Тот, кто оставляет молитву, находится в большой опасности, потому что уже стоит на пороге неверия и многобожия. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

بين الرجل وبين الشرك والكفر ترك الصلاة

«Оставление намаза – это то, что связывает человека с многобожием и неверием» (Муслим)

Также он сказал:

العهد الذي بيننا وبينهم الصلاة فمن تركها فقد كفر

«Граница, которая пролегает между нами (мусульманами) и ними (неверными) – это намаз, и кто оставит намаз, совершит неверие (куфр)» (приводят Ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ахмад).

Абдулла ибн Шакык (да будет доволен им Аллах) сказал: «Сподвижники посланника Аллаха не считали оставление какого-либо дела неверием (куфром)[2], кроме оставления намаза».

Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Тот, кто не совершает намаз, тот неверный (кяфир)». Да убережёт нас Аллах от неверия и многобожия!

Аллах предписал верующим совершать омовение перед тем, как приступить к молитве, чтобы подготовиться духовно, освежить и очистить тело. Омовение формирует позитивный настрой на молитву и дает свежесть мыслям и бодрость телу.

Если мусульманин решил приступить к молитве, то в первую очередь он должен совершить омовение.

Омовение совершается следующим образом:

1. Сначала человек должен принять намерение в сердце, что собирается не просто умыться, а совершить именно ритуальное омовение (вуду).

2. Затем говорит «Би-сми-Ллях» (С именем Аллаха), затем моет кисти рук три раза.

3. Затем поласкает рот и моет нос, втягивая воду и высмаркивая, повторяя все это три раза.

4. Затем трижды моет всё лицо: от уха до уха в ширину, и от обычного места роста волос до подбородка в высоту лица. Если есть борода, то она тоже должна протираться до конца. Надо помыть лицо правильно и не делать никаких упущений.

5. Затем человек снова возвращается к мытью рук и омывает их, начиная от кончиков пальцев и до локтей включительно, три раза каждую руку. Некоторые люди совершают ошибку и моют на данном этапе руки до локтей, но не моют сами кисти, полагая, что достаточно омовения кистей, которое они сделали вначале.

6. Затем он протирает всю голову обеими влажными руками в направлении от лба к затылку и обратно.

7. Затем влажными пальцами протирает ушные раковины изнутри и снаружи.

8. Затем три раза моет ноги до щиколоток.

Если человек забыл сказать «би-сми-Ллях» в самом начале, то его омовение все равно считается действительным, а если вспомнил об этом уже во время омовения, то нужно произнести эти слова и продолжить делать омовение. Если у человека есть рана на части тела, которую необходимо помыть, но мытьё этой раны вредно для человека, то он не моет это место. Если человек решил наложить перевязь на рану, то должен перевязывать только ту часть, в которой есть необходимость. Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ وَإِنْ كُنْتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُوا وَإِنْ كُنْتُمْ مَرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِنْكُمْ مِنَ الْغَائِطِ أَوْ لامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ مِنْهُ مَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُمْ مِنْ حَرَجٍ وَلَكِنْ يُرِيدُ لِيُطَهِّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны» (сура «Аль-Маида», 5:6).

Совершая омовение мусульманин должен помнить слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

إذا توضأ العبد المسلم أو المؤمن فغسل وجهه خرج من وجهه كل خطيئة نظر إليها بعينيه مع الماء أو مع آخر قطر الماء فإذا غسل يديه خرج من يديه كل خطيئة كان بطشتها يداه مع الماء أو مع آخر قطر الماء فإذا غسل رجليه خرجت كل خطيئة مشتها رجلاه مع الماء أو مع آخر قطر الماء حتى يخرج نقيا من الذنوب

«Если мусульманин (покорный верующий раб Аллаха) умоет своё лицо, то из его лица вместе с водой выходят все грехи, которые он получил, смотря своими глазами (на запретное). Когда он вымоет руки, то с его рук вместе с водой выходят все грехи, которые он заработал своими руками. Когда вымоет ноги, то из них выходят все грехи, к которым он ходил своими ногами, и так до тех пор, пока он не очистится от грехов полностью» (приводит Муслим).

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من توضأ فأحسن الوضوء ثم قال : أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له و أن محمدا عبده و رسوله اللهم اجعلني من التوابين واجعلني من المتطهرين، فتحت له ثمانية أبواب الجنة يدخل من أيها شاء

«Кто совершит омовение наилучшим образом, затем скажет: «Ашхаду алля иляха илля-Ллах вахдахуля ля шарикя ляху ва анна Мухаммадан абдуху  ва расулюху. Аллахумма-дж`альни мина-ттаввабина ва-дж`альни мина-ль-мутатаххирин» (Свидетельствую, что нет истинного божества, кроме одного только Аллаха. Нет у Него сотоварищей. О Аллах, сделай меня среди кающихся и сделай меня среди очищающихся), то перед ним  откроются восемь дверей Рая, и он сможет зайти в него через ту дверь, которую пожелает» (приводит Ат-Тирмизи).

После того, как человек завершит омовение, он должен совершить следующее:

1) В сердце своём принять намерение и утвердить в мыслях, какую именно молитву он собирается совершить.

2) Обратиться в сторону Мекки, поднять руки до уровня плеч, направив их ладонями также в сторону Мекки, и сказать: «Аллаху Акбар» (Аллах Превелик). Таким образом, человек приступает к молитве.

3) Затем молящийся в каждом ракаате читает суру «аль-Фатиха», а после нее любую другую суру, которую он знает.

4) Затем со словами «Аллаху Акбар» совершает руку` (поясной поклон), во время руку` молящийся произносит такие слова: «Субхана раббияль-`азым» (Свят мой Великий Господь), и повторяет их три или более раз. Во время руку` и суджуда (земного поклона) Пророк многократно говорил:

: سبحانك اللهم ربنا وبحمدك، اللهم اغفر لي

«Субханака-Ллахумма Раббана ва бихамдика, Аллахумма гфир ли» (О Аллах! Ты Свят и Безупречен, Господь наш, обращаюсь к тебе с хвалой. О, Аллах, прости меня).

5) После этого молящийся поднимается из руку` со словами: «Сами`а-ллаху лиман хамидах. Раббана уа лякяль-хамд» (Аллах услышал тех, кто воздал ему хвалу. Господь наш, хвала тебе). Если же человек читает коллективный намаз и находится позади имама, руководящего молитвой, то слова «Сами`а-ллаху лиман хамидах» говорит только имам, а остальные после этого говорят: «Раббана уа лякяль-хамд».

6) Затем он со словами «Аллаху Акбар» совершает суджуд (земной поклон) так, чтобы земли касались семь частей его тела: лоб и нос вместе, обе руки, оба колена и кончики обеих ступней. Пальцы во время суджуда должны быть направлены в сторону киблы (направление Мекки), они должны быть сомкнуты вместе, а не растопырены. Кисти рук должны быть поставлены на землю и находиться не впереди молящегося и не в районе живота, а на уровне лба и носа. Во время суджуда молящийся говорит три раза такие слова: «Субхана раббияль-а`ля» (Свят мой Наивысший Господь).

7) Затем молящийся поднимает туловище, но продолжает сидеть. Он садится на левую ступню, как бы постелив её под собой, а правую ступню ставит ровно перпендикулярно земле, направив пальцы правой ноги в сторону киблы. Положив руки на колени, надо сказать такие слова: «Рабби гфир ли, ва-рхамни, ва-хдини, ва-рзукни, ва-джбурни, ва `аафини» (Господь мой, прости меня, прояви ко мне Твою милость, поведи меня, даруй мне удел, закрой мои недостатки и избавь меня от бед).

8) Затем совершает суджуд (земной поклон) второй раз, и делает и говорит всё тоже, что говорил и в первый раз.

9) После второго суджуда молящийся встаёт со словами «Аллаху Акбар» и читает второй ракаат.

10) После завершения второго ракаата он остается в сидячем положении, так же, как выше было в описании сидения между двумя суджудами (см. п. 7) и произносит молитву «ат-тахийят»:

التحيات لله والصلوات والطيبات السلام على النبي ورحمة الله وبركاته السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين، أشهد أن لا إله إلا الله وأشهد أن محمدا عبده ورسوله

Ат-тахиййату лилляхи, уа-ссалявату, уа-ттаййибат.

Ассаляму `аляйкя аййуха-ннаби, уа рахмату-ллахи, уа баракятух.

Ассаляму `аляйна, уа `аля `ыбади-лляхи-ссалихин.

Ашхаду алля иляха илля-ллах.

Уа ашхаду анна мухаммадан `абдуху уа расулюх.

(Приветствия Аллаху, все молитвы и благие дела. Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и всем праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет истинного божества, кроме Аллаха. И свидетельствую, что Мухаммад Его  раб и Его посланник.)

Когда молящийся говорит эти слова, они охватывают всех праведных рабов Аллаха на небе и на Земле.

11) После этих слов молящийся встаёт и совершает третий и четвёртый ракаат.

12) Когда молящийся завершит четвертый ракаат, он остается сидеть и произносит «ат-Тахийят» так же, как он делал это после второго ракаата, затем произносит молитву о ниспослании благословения пророку (мир ему и благословение Аллаха). После этого молящийся может обраться к Аллаху со своими личными просьбами, а также обращается к Аллаху за спасением от адского Огня, от наказания в могиле, от искушения в этой жизни и в Следующей и от искушения лжеца Даджаля.

13) И в завершении следует произнести слова приветствия «Ассаляму алейкум ва рахмату-Ллах». Сначала приветствие следует сказать, повернув голову направо, а затем сказать то же самое, повернув голову налево.

На этом молитва будет закончена.

О, мусульмане! Перед вами краткое описание молитвы, выполняйте же её искренне и качественно, и, даст Аллах, вы преуспеете.

Всевышний сказал:

قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ   *الَّذِينَ هُمْ فِي صَلاتِهِمْ خَاشِعُونَ   * وَالَّذِينَ هُمْ عَنِ اللَّغْوِ مُعْرِضُونَ   *وَالَّذِينَ هُمْ لِلزَّكَاةِ فَاعِلُونَ   *وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْحَافِظُونَ   *إِلا عَلَى أَزْوَاجِهِمْ أوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ فَإِنَّهُمْ غَيْرُ مَلُومِينَ      *فَمَنِ ابْتَغَى وَرَاءَ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْعَادُونَ   *وَالَّذِينَ هُمْ لأمَانَاتِهِمْ وَعَهْدِهِمْ رَاعُونَ   *وَالَّذِينَ هُمْ عَلَى صَلَوَاتِهِمْ يُحَافِظُونَ   *أُولَئِكَ هُمُ الْوَارِثُونَ   *الَّذِينَ يَرِثُونَ الْفِرْدَوْسَ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (Сура «Аль-Муминун», 23:1-11)

Просим Всевышнего Аллаха даровать нам вышние сады Рая в Фирдаусе.

Подготовил  Абу Ясин Руслан Маликов
www.whyislam.to

  • [1] Хиджра – переселение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Медину.
  • [2] Здесь имеется в виду, что сподвижники не считали оставление какого-либо дела «большим неверием» (куфр акбар), выводящим человека из Ислама, кроме оставления молитвы. Но известно, что существуют другие действия,  также другие виды  оставления приказов Аллаха, которые сподвижники считали малым неверием (куфр асгар), не выводящим человека из Ислама.